Виртуозное начало

Асем Закирова - о пути в профессию, участии в международных конкурсах и планах на будущее

7 001

Студентка четвертого курса Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, стипендиат Президента Республики Казахстан пианистка Асем Закирова - о пути в профессию, участии в международных конкурсах и планах на будущее.

В этом году она стала лауреатом Международного конкурса Aida Fest. Наряду с этим достижением в ее профессиональном багаже диплом Международного конкурса пианистов Palma D’Oro (Италия, 2018), победа в IX Республиканской студенческой предметной олимпиаде в номинации «Фортепиано» (2017), награды других престижных конкурсов.
– Какими были ваши первые шаги в фортепианном искусстве?
– Мои родители не музыканты, но с детства меня окружала музыка. Мама, Аида Тилектесовна Еримпашева, неплохо играла на фортепиано, часто музицировала, разучивала со мной песни Абая, которые я потом исполняла на утренниках в детском саду. Мама не стремилась сделать из меня профессионального музыканта, но посчитала своим долгом поставить мне руку. И когда мне исполнилось пять лет, я стала ходить в подготовительный класс Республиканской казахской специализированной музыкальной школы-интерната для одаренных детей (РКСМШИ. – Прим. ред.) имени Ахмета Жубанова. Мне посчастливилось поступить в класс выдающегося педагога Галины Мельковой. Часто задаюсь вопросом: если бы не Галина Алексеевна, стала бы я музыкантом? Однозначно – нет. Она – первоклассный специалист, направляет ученика, при этом не подавляя, а развивая его индивидуальность. Педагог буквально «вылепила» мои отнюдь не пианистические руки. Благодаря ей я познакомилась с исполнительской манерой Эмиля Гилельса и других гениальных исполнителей. Мне очень повезло, что я встретила такого педагога.
– Вы помните ваш первый концерт?
– Ученики РКСМШИ имеют замечательную возможность выступать на сцене Казахской государственной филармонии имени Жамбыла в качестве солистов в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра. На протяжении всего обучения было организовано множество сборных концертов. Но самым значимым для меня стало исполнение Первого концерта для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова. В тот момент я поняла, что такое большая сцена и что значит быть солистом: важно не просто солировать, важно стать частью оркестра. Во время всего исполнения я чувствовала огромную поддержку со стороны дирижера Муслима Амзе и симфонического оркестра. После этого события я поверила в себя как в музыканта.
– Была ли в школе конкуренция среди учеников, стремились ли вы быть лучшей?
– Даже в обычных музыкальных школах существует конкуренция, а в специализированных школах – тем более. В школе все были одержимы конкуренцией, и я в том числе. А музыкальные конкурсы еще больше подстегивали нас к этому. Сами педагоги были заинтересованы в том, чтобы воспитывать в нас дух конкуренции. С одной стороны, это хорошо: таким образом повышается уровень учеников – будущих музыкантов. С другой стороны, не каждый может выдержать конкуренцию и не сломиться под ее давлением. Сейчас я против конкурсов в раннем возрасте. На мой взгляд, нельзя оценивать талант детей.
– Расскажите о вашем консерваторском педагоге по специальности. Какие важные профессиональные и жизненные советы преподавателя вам пригодились в карьере и обычной жизни?
– Еще в школе я для себя решила, что продолжу обучение здесь, на родине, в Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. Я мечтала попасть в класс народной артистки РК профессора Гульжамили Кадырбековой. Она – пианистка мирового масштаба, человек с благородной, аристократической натурой, с безупречным музыкальным вкусом. Она очень требовательна, но вместе с тем верит в своих учеников. Гульжамиля Ихсановна научила меня выстраивать общую картину, стремиться сохранить целостность произведения, словно режиссер, который расставляет акценты в сценарии. Она обладает способностью оживить ноты и превратить пьесу в «художественный фильм». Помню, на занятиях я стремилась запомнить каждое ее слово, чтобы выполнить все указания. Однако Гульжамиля Ихсановна сказала мне удивительную вещь, которую я всегда держу в голове: если это мое, я запомню это в любом случае. Поэтому надо услышать и усвоить действительно важные для вас вещи.
– В минувшем году вы приняли участие в престижном международном конкурсе. Какие качества необходимы для достижения хороших результатов и что дает пианисту победа?
– Конкурсы – это неотъемлемая часть обучения игре на фортепиано. Зачастую именно на таких смотрах пианисты показывают свои достижения, становятся известными. Благодаря конкурсам происходит профессиональный рост. Только в экстремальной соревновательной ситуации закаляется характер. Любой конкурс – это испытание на физическую и психологическую выносливость. Даже стопроцентная готовность не гарантирует успеха. Существует много факторов, которые могут повлиять на конечный результат. От конкурсанта требуется техника, доведенная до автоматизма, кроме того, нужно вкладывать душу в каждую ноту. Важно грамотно составить свою конкурсную программу, выбрать произведения, которые раскроют исполнительское дарование. Но и это не все. Необходимы артистизм, обаяние, харизма, чтобы найти контакт с аудиторией. При наличии только жестких навыков и отсутствии гибких артистическая жизнь музыканта может не состояться.
Прошлым летом я стала финалисткой престижного 45-го Международного конкурса пианистов Palma d’Oro в итальянском городе Финале-Лигуре. Примечательно то, что я была самой юной участницей. Для меня этот конкурс имеет особое значение, потому что я выступала среди взрослых, зрелых музыкантов. Но особую радость я ощутила, когда участвовала в концерте финалистов и исполняла для публики Фантазию-опус 49 Фредерика Шопена. Однако считаю, что не стоит излишне увлекаться конкурсами, так как миссия музыканта – это приносить радость слушателям. И когда есть такая возможность, я испытываю бесконечное чувство радости и счастье.
– Каким вы видите развитие своей карьеры?
– Я стараюсь не заглядывать в далекое будущее. Но краткосрочные планы, конечно, имеются. После окончания консерватории собираюсь продолжить свое обучение в магистратуре. Помимо участия в конкурсах, я хочу воплотить свои замыслы, например выучить все концерты для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова и Фредерика Шопена. У меня много идей.
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото предоставлено Асем Закировой