Волшебная сила танца

Легендарный балет «Спящая красавица» прошел в рамках фестиваля «Звезды мирового балета», посвященного выдающемуся казахстанскому педагогу Улану Мирсеидову

6 001

Как известно, фестиваль, приуроченный к Году молодежи, проводит компания Konokbaev group.
– «Спящая красавица» – подлинный шедевр Петра Ильича Чайковского, впечатляющий силой эмоционального воздействия, художественными находками и разнообразием красок. Великолепный музыкальный рисунок балета соткан из противопоставления двух тем – феи Сирени и феи Карабос как противостояния добра и зла. Этот спектакль ставят на многих сценах мира и, что немаловажно, за основу всегда берут блистательную хореографию Петипа, без этого балета невозможно представить себе современный академический театр, – отметили организаторы мероприятия. – Существует множество версий этого балета, но тот, что идет в театре ГАТОБ имени Абая, сегодня считается классическим образцом, и интерес к «Спящей красавице» не стихает уже более ста лет. Часть вырученных средств пойдет на поддержку молодых артистов балета для выезда на престижные международные конкурсы.
На сцене ГАТОБ имени Абая в этот раз блистал звездный дуэт Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко – прима-балерина, мировая звезда, заслуженная артистка РФ Оксана Кардаш и мировая звезда, премьер МАМТ Дмитрий Соболевский.
– В 2010 году я окончил колледж, танцевал в Красноярском театре оперы и балета, где исполнял партию принца Дезире, но в другой редакции, чем в нынешнем спектакле, – говорит Дмитрий Соболевский. – Когда ты знаешь другие редакции спектакля, лучше понимаешь свою роль. Сложность заключалась и в том, что в нашем театре «Спящей красавицы» сейчас нет в репертуаре. Но я всегда с радостью учу роли в новых спектаклях, для меня это всегда интересно, и с большим удовольствием в них танцую. Сюжет, конечно, во всех постановках «Спящей красавицы» один и тот же, но постановка и хореография отличаются другими вариациями, мизансценами. Все это нужно учить и заново репетировать. Единственное, что неизменно, это па-де-де.
Дмитрий поделился и своим опытом участия в проекте «Большой балет» на телеканале «Культура». В нем Соболевский завоевал Гран-при.
– Когда в конце сезона в нашем театре мне предложили участвовать в проекте «Большой балет», я, честно говоря, не особенно обрадовался, так как это было время нашего отпуска, – сказал Дмитрий. – Тогда был трудный сезон, и очень хотелось отдохнуть. Все же я согласился, потому что это был очень большой и интересный проект. Я никогда не упускаю возможность участвовать в таких мероприятиях, потому что это большой опыт, всегда что-то новое, более интересное. Выступать оказалось непросто: сцена была построена специально в «Мосфильме» и не предназначалась для танцев, была достаточно жесткой. Так как это был телевизионный проект, кулис там не было, зато была масса слепящего света из более чем 20 камер. Во время проекта волнение и участников, и ведущих, и жюри буквально витало в воздухе. То, что я получил Гран-при в проекте «Большой балет», было неожиданно, но очень приятно, тем более что соревноваться приходилось с достаточно сильными соперниками, многие из них являлись солистами и танцевали ведущие партии в своих театрах. Сейчас я несколько по-другому отношусь к конкурсам. Если раньше это было для меня неким соперничеством, то, выходя на сцену сейчас, не думаю, чтобы станцевать лучше другого. Просто делаю что могу и умею.
Дмитрий рассказал о своей работе в родном театре:
– 101-й сезон Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко открылся премьерой «Дон Кихота» в хореографической редакции Рудольфа Нуриева, который мы выпустили 25 октября. В декабре готовимся порадовать зрителя «Снегурочкой», «Жизелью», «Лебединым озером» и, конечно, постановкой «Щелкунчика». Этот же легендарный спектакль пройдет и на сцене ГАТОБ с участием звезд мирового балета в конце декабря.
– Этот год юбилейный дня нашего театра, – говорит главный балетмейстер Театра оперы и балета имени Абая Гульжан Туткибаева. – Мы отмечаем свое 85-летие. Так как нынешний год – Год молодежи, мы сделали акцент на культурно-посветительские и образовательные программы. Мы запустили такие национальные, школьные и семейные абонементы. В театре есть программа «Каникулы в театре для детей школьного возраста». Работают лектории музыковедов и профессиональных балетмейстеров. Они предназначены как для профессионалов, которые занимаются балетоведением, так и для простых слушателей. Также перед спектаклем профессиональные лекторы знакомят зрителей с историей каждой постановки, после премьерных показов проходят различные просветительские ток-шоу. Запущена программа, рассказывающая о театре и его постановках на трех языках – казахском, русском и английском, есть у нас и программа «Виртуальный музей», где все детали нашего музея можно увидеть в 3D-формате. Театр оперы и балета имени Абая стал участником двух полноправных организаций Ассоциации российских музыкальных театров, куда входит около 60 театров. В следующем году мы повезем свои спектакли на фестиваль «Видеть музыку», где представлены все музыкальные российские театры. Также вступили в международную организацию «Опера Евро», куда входят порядка 300 оперных и музыкальных театров. Это дает нам возможность быть в тренде нововведений, которые существуют в мире театра.
По словам Гульжан Туткибаевой, расширяются гастрольные поездки театра. ГАТОБ имени Абая побывал в этом году во Франции, а недавно вернулся из Лондона, где выступал на сцене знаменитого Колизея.
– Мы повезли достаточно привередливому и избалованному зрителю непростой репертуар – мировую классику. Это «Шопениана» и «Шехерезада». Балет «Шопениана», который создал знаменитый танцор XIX века Михаил Фокин, еще называют белым, или воздушным балетом. Эта постановка отличалась новой сценографией, костюмами, нюансами в исполнении. «Шехерезада» – хореографическая драма в одном действии на музыку Римского-Корсакова. Главные партии в балетах исполнили ведущие артисты нашей балетной труппы Жанель Тукеева, Малика Ельчибаева, Динара Есентаева, Ариса Хасимото, Рахим Даиров, Азамат Аскаров и Нельсон Пенья. Экзамен мы выдержали. Показателем этого стал полный зал и овации, которыми нас встречали. Зрители выходили на сцену и благодарили нас за выступления. Мы получили много положительной критики. Такие гастроли дают импульс для дальнейшего роста.

6 002

6 003
Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА