Вот наш Онегин

В честь своего 85-летия КГАТОБ имени Абая представил новую постановку оперы Петра Чайковского

6 001

«Евгений Онегин» входит в число постановок, составляющих основу репертуара Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая. На алматинской сцене в спектакле блистали звезды, прославившие отечественное оперное искусство далеко за пределами республики. В их числе народные артисты СССР Ермек Серкебаев и Алибек Днишев. Творческое и вокальное осмысление Серкебаевым партии Онегина, а Днишевым – Ленского признаны образцами высокого исполнительского мастерства.
В канун нынешней премьеры директор КГАТОБ Ая Калиева рассказала, что творческий коллектив постарался привнести в постановку новые формы, при этом сохраняя классическую основу оперы. Над новым спектаклем работали российские специалисты, зарекомендовавшие себя как мастера осторожных экспериментов с классикой: постановщик – режиссер и хореограф Московского музыкального академического театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) Ирина Лычагина, сценограф – член Московского отделения Союза художников России Карина Автандилова.
Для работы над постановкой пригласили и других зарубежных мастеров – художника по свету из Швеции, лауреата премии «Лучший дизайнер года» Кевина-Вин-Джонса и видеохудожника из Латвии Инету Сипунову.
Дирижером-постановщиком выступил главный дирижер КГАТОБ Канат Омаров, продолжающий в своем творчестве традиции старшего поколения.
Прелюдией к премьере стала встреча зрителей с российским музыкальным критиком, завлитом МАМТа, редактором газеты «Большой театр» и членом экспертного совета «Золотой маски» Дмитрием Абаулиным.
Рассказывая об истории оперы «Евгений Онегин», авторитетный музыковед отметил, что ставить на оперной сцене спектакль «Евгений Онегин» всегда непросто, сложность связана с тем, что это произведение, что называется, в крови у каждого:
– Роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина и опера Петра Ильича Чайковского – это часть нашей общей культуры, поэтому образы Онегина, Ленского, Татьяны и Ольги живут в нашем сознании с детства и, словно члены семьи или близкие друзья, сопровождают нас всю жизнь. У каждого из нас сформировался свой собственный образ этих героев, и постановщику нужно найти такие творческие приемы, чтобы не потревожить спектакль, живущий в зрительском воображении.

6 003


Когда открылся занавес, зрители увидели роскошные костюмы героев и вместе с тем сдержанность декораций, что вполне соответствует современным тенденциям в сценографии. Видео-
проекция также в русле сегодняшних театральных трендов, отвечая требованиям «визуальной эпохи», представляла меняющийся зрительный ряд, создавая эмоциональную среду спектакля и подчеркивая настроение героев.
Сам Чайковский называл свою оперу «не сценической». Драматургия, за исключением балов, не предполагает масштабности действий. Вместе с тем постановка длится практически три часа, поэтому перед создателями спектакля как прошлых поколений, так и нынешнего времени стояла и стоит задача максимально эффектно выстроить постановочную часть. Один из проверенных способов – создание богатых декораций и костюмов, подчеркивающих великолепие музыки и создающих атмосферу аристократизма, в особенности в массовых сценах балов, насыщенных яркой хореографией. Здесь же, в новой алматинской постановке, режиссер придумал героям индивидуальные действия, например Ларина-мать и няня удят рыбу, Ольга, Татьяна и крестьянские девушки собирают полевые цветы и упавшие яблоки.
Говоря о новых веяниях на оперной сцене, один из исполнителей партии Онегина заслуженный деятель РК Андрей Трегубенко отметил, что сегодня от артистов требуется не только профессио-
нальное вокальное мастерство, но и владение основами драматического искусства, а также хореографии. Артисты должны быть готовы воплотить любую режиссерскую идею.
Так, в процессе спектакля солисты много двигаются, вальсируют. И качество их вокального исполнения не страдает оттого, что им приходится петь в самых разных положениях, даже лежа.
Наряду с Андреем Трегубенко партию Онегина в разных составах исполняют Эмиль Сакавов и Дулат Токанов. В роли Ленского выступают Нуржан Бажекенов, Дамир Садуахасов и Дархан Жолдыбаев.
Образ Ольги воплощают Оксана Давыденко, Лариса Андреева (Россия) и Эльмира Шпекбаева. В роли Татьяны выступают Клавдия Потемкина (Беларусь), Надия Наденова и Евгения Смольянина.
Авторы спектакля предложили публике неожиданный образ князя Гремина (народный артист Армении Барсег Туманян, Таир Тажи, Кайрат Омирбеков, Ильяс Артагалиев). Дмитрий Абаулин отметил, что, как правило, в классических постановках этот герой, муж Татьяны, предстает пожилым человеком. Между тем во времена действия романа в стихах и оперы генеральский чин, коего был удостоен князь Гремин, присваивались вполне молодым людям. В спектакле КГАТОБ – это мужчина средних лет, раненный в ратных походах.
После завершения премьерных спектаклей солисты, воплощая политику «открытого театра», проводимую КГАТОБ, вышли в фойе, чтобы сфотографироваться с публикой.
Спектаклем «Евгений Онегин» Театр имени Абая завершил сезон.

6 002
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА