Возвращение в юность

Государственный музей искусств имени А. Кастеева привез работы Сергея Калмыкова в Санкт-Петербург – город его творческой молодости

7 001

Открытие выставки «Звездная чаша Сергея Калмыкова» состоялось в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств.
В ходе торжественной церемонии открытия директор Государственного музея искусств имени А. Кастеева Гульмира Шалабаева отметила, что ГМИ – единственный музей мира, обладающий наиболее полной коллекцией произведений Сергея Калмыкова, последнего представителя русского авангарда, жившего и творившего в Алма-Ате.
Питерцам представлена экспозиция, в которую вошли произведения, созданные художником в разные периоды его насыщенной творческой жизни.
Она подчеркнула, что искусство этого оригинального живописца является частью культуры многонационального Казахстана. Личность Сергея Ивановича Калмыкова, представителя русского авангарда, автора более полутора тысяч картин, рисунков, иллюстраций, театральных декораций и литературных текстов, в последнее время вызывает большой интерес. Живописца отличала неординарность художественного мышления и эксцентричность внешнего облика.
Калмыков был подобен аллегории своей живописи – яркий, свободный, независимый. Он сам стал актером в жизни, уделяя внимание театру и посвящая свое творчество созданию декораций и костюмов для спектаклей Государственного академического театра оперы и балета имени Абая, – сказала Гульмира Шалабаева.
Санкт-Петербург, город, где открылась выставка работ Сергея Калмыкова, был близок художнику. Весной 1910 года из Москвы – там художник начал свое обучение живописи – он переехал в Петроград. Калмыков продолжил совершенствовать свое мастерство у Елизаветы Званцевой, Мстислава Добужинского и Кузьмы Петрова-Водкина, оказавших решающее влияние на формирование молодого живописца.
Исследователь творчества художника Игорь Смекалов отмечал, что именно в Петрограде Калмыков выработал основные принципы творчества, которым оставался верен в последующем. Это прежде всего подчеркнутый интерес к организации пространства художественного произведения, высокая культура графики и утонченно-условный характер живописи. Он неоднократно принимал участие в выставках вместе с Василием Кандинским, Казимиром Малевичем, Кузьмой Петровым-Водкиным, другими известными художниками.
С 1924 года Калмыков начал работать в театре. В 1935 году художник по приглашению известного казахстанского композитора Евгения Брусиловского приехал работать в театр оперы и балета в Алма-Ату. Работая художником театра, он оформил оперы «Аида», «Князь Игорь», «Тоска», «Фауст» и другие. В 1940 году Сергей Калмыков стал членом Союза художников СССР. Калмыков жил в Алма-Ате до 1967 года, до последних дней своей жизни.
Творческое наследие Сергея Калмыкова охватывает почти 60 лет – с 1908 по 1967 год.
– Изучая мировую живопись, он открывал для себя свободу фантазии и экспрессии. В творчестве мастера можно объективно проследить три линии. Первая – театр и все, что связано с ним. Вторая – этюды с натуры, многочисленные пейзажи, портреты и натюрморты. Третья – фантазийные композиции, в том числе и к собственным литературным произведениям «Фабрика Бумов» и оперетте «Лунный джаз». Сюда же можно отнести серии так называемых «Величественных портретов», «Дочерей Великого костюмера», «Кавалер Мот», – сделала обзор директор музея.
Она подчеркнула, что жизнь и творчество Сергея Калмыкова – фантастически яркий пример тесных культурных взаимосвязей Казахстана и России, в особенности в период их общей исторической судьбы.
– Ныне его многогранное творчество вызывает горячий интерес со стороны его исследователей и поклонников. Выставка произведений Сергея Калмыкова – первая ласточка претворения в жизнь творческого взаимодействия между нашими музеями, – заключила директор ГМИ имени Кастеева.

7 002
Юрий КАШТЕЛЮК
Фотографии работ Сергея Калмыкова предоставлены ГМИ имени А. Кастеева