Время супергероев в кино прошло

В Алматы завершился Almaty Film Festival

Позади конкурсы и кинопоказы, которые шли на лучших киноплощадках города. Фестиваль также стал площадкой для мастер-классов и встреч с известными кинорежиссерами, которые рассказали о своем творчестве и планах.

5 1ЛарионоваПрограммный директор Almaty Film Festival Елена Ларионова:
– Мы готовили фестиваль в достаточно короткий срок, собирали программу, как говорится, вручную – ездили на фестивали, смотрели, отбирали. В основном конкурсе участвовало 10 картин. Все они сняты в этом году по принципу сопродукции, то есть совместно двумя и более странами. Есть совместные ленты Индии и Китая, Японии и Тайваня, Грузии и Швеции, Боливии и Уругвая… В их числе и казахстанско-французский фильм «Ласковое безразличие мира».
По питчинг-проекту за короткий срок (две недели) поступило рекордное количество заявок от молодых продюсеров и режиссеров – более 60. Победителю дадут возможность реализовать его проект. Помимо основного конкурса есть очень интересные внеконкурсные программы. Как вы знаете, в 2017 году Алматы вошел в список креативных городов ЮНЕСКО. Поэтому мы создали внеконкурсную программу совместно с ЮНЕСКО под названием «Культурное наследие, туризм и спорт».
На фестивале были представлены и новые фильмы 2018 года, и те, которые уже принимали участие в других кинофестивалях. Это, в частности, картина «Генезис 2.0» (режиссеры – Кристиан Фрай, Максим Арбугаев), производство Швейцарии, Китая, России, Южной Кореи, США. Лента стала обладателем специального приза жюри кинофестиваля в Сандэнс в 2018 году.

Пьер Спенглер, продюсер (Франция/Великобритания – «Супермен», «Три мушкетера, «Андеграунд»):

Спенглер

– В Алматы я не в первый раз. И всегда потрясает энергия и динамизм проживающих в вашем городе людей. Мне всегда приятно приезжать в страны, где говорят на русском языке, потому что это мой родной язык. Мои родители из первой волны эмиграции, которая произошла в годы Октябрьской революции. Если говорить о планах, то я задумал интересный проект «Трэвел эйджент» с Настасьей Кински, которую я считаю выдающейся актрисой. Она исполнит главную роль в этом приключенческом фильме. Пока мы не начали съемки и в данное время ведем подбор артистов. Кто знает, возможно, приглашу кого-нибудь и из вашей страны.
Вообще, кино во Франции и Великобритании снимать стало непросто из-за финансовых проблем. Еще 20 лет назад мне требовались какие-то две-три недели, чтобы приступить к съемкам фильма. Сегодня киноиндустрия совершенно изменилась. Теперь большинство фильмов, которые идут в кинотеатрах, – американские. Конкурировать с ними довольно сложно, так как они имеют большие деньги для производства, их спонсируют банкиры. Эти картины страдают демонстрацией спецэффектов, но не затрагивают душу, эмоции человека.
Большинство фильмов, которые я снимал, являются сопродукцией. И мне интересно, как это работает у вас, пообщаться с молодыми режиссерами. Я создал свой фильм о супергерое 40 лет назад. Но сейчас не вижу его продолжения. Конечно, хотелось бы найти такого персонажа, который бы потряс нашего зрителя. Он должен быть физически сильным и мощным духовно. Но нужна еще какая-то фишка. Какие у меня ближайшие планы? Написать книгу о своей жизни.

Настасья Кински, немецкая актриса:

5 3

– Все мои успехи – успехи моих режиссеров и продюсеров. Моя работа позволяет мне бывать в самых разных уголках мира, что для меня очень важно. Я человек мира и хотела бы такой и остаться. Снималась во многих странах. Позитивно отношусь к любым новым проектам и не отказалась бы поработать и в Казахстане. На нынешнем фестивале демонстрировался фильм «Париж, Техас» Вендерса с моим участием. Это одна из моих любимых картин.

Сергей Бодров, российский режиссер, сценарист:

5 4

– Как вы знаете, мой первый фильм в Казахстане – «Сладкий сок внутри травы». Потом были «Непрофес-сионалы». Затем снимал картину «СЭР. Свобода – это рай». Потом я продюссировал несколько картин, например «Шиза», который оказался очень успешным и участвовал в Каннском фестивале. Я привязан к вашей земле и всякий раз, когда затеваю какой-то проект, думаю: «А что бы мог сделать в Казахстане?» Так, картина «Монгол» стала сопродукцией России, Казахстана и Германии. У меня в Казахстане много друзей. Я принимал участие в мастерской ВГИКа, которая проходила у вас. Именно там зародилась «новая казахская волна», было создано много интересных картин. Если говорить о планах, то хочу снимать у вас фильм под названием «Калашников» об известном изобретателе автомата. У него была очень сложная, непростая жизнь. Семья была сослана из Алтая на север Сибири. 18 детей, он был 17-м, половина семьи умерла. Словом, Калашников прожил тяжелую жизнь. Мало кто знает, что в 15 лет, подделав документы, он сбежал из ссылки и очутился на станции Матай в Казахстане. И здесь начал делать свой автомат – примитивный «самострел». Калашников был ранен на фронте в 1941 году, и его отправили в эвакуацию в Алма-Ату.
Это человек прожил очень интересную судьбу. Но 50 лет молчал как рыба, потому что никто бы его не подпустил к оружию. Автомат его, конечно, является уникальным. Это бренд, известный всему миру. Мне посчастливилось с ним встретиться в 1997 году. Но тогда я еще не знал, что буду снимать свой фильм.
Я бы хотел, чтобы это была совместная картина. После окончания фестиваля моя группа приезжает на съемки в Казахстан. Начнем в Алматы, затем поедем в село Матай, там располагается железнодорожная станция, где Калашников делал свои первые шаги в оружейном деле. У вас собираемся провести и кастинг казахстанских актеров.
Мы долго искали исполнителя главной роли. Наконец нашли его во Владивостоке. Это очень упорный и интересный актер – Михаил Кремер. Ему 25 лет. Несмотря на молодой возраст, он ходил в море, как говорится, уже понюхал жизнь. Потом Михаил приехал в Москву, поступил в ГИТИС, сейчас – актер Театра Маяковского.
Конечно, всегда завидуешь успеху американских блокбастеров. Но большая картина всегда требует огромных вложений. В этом случае ты имеешь возможность позвать замечательных актеров. Я сделал такую картину, но она не принесла мне какой-то большой радости. Работал с Джеффом Бриджесом, Деми Мур, открыл для кинематографа замечательную актрису из Швеции Алисию Викандер, которая впоследствии блестяще исполнила роль Лары Крофт.
Современный зритель хочет простых эмоциональных историй, которые могли бы удивить и потрясти. Сейчас снимаются очень интересные сериалы в Америке, Англии и Франции. Туда уходят и лучшие режиссеры и сценаристы. И это понятно: во время многочасового фильма ты можешь рассказать большую человеческую историю, что в обычном кино не удается. Я никогда не протестую и не удивляюсь, когда люди хотят делать коммерческое, зрительское кино. Возможно, зрителю будет интересно смотреть фильмы со спецэффектами. Но по большому счету мне все же кажется, что качественное кино уйдет на телевидение, ибо у него огромный потенциал. У этих сериалов огромное количество аудитории, что в разы больше, чем в кинотеатрах.

Роб Минкофф, режиссер (США – «Король Лев»):

5 5

– Самая важная вещь в работе аниматоров – искренность. Я всегда вкладывал и вкладываю всего себя в работу, тем более когда речь идет об анимационном кино. Ты создаешь свою собственную иллюзию мира. И очень важно, чтобы зритель в нее тоже поверил. На пути к своему успеху я сталкивался с бесконечными трудностями. И важно, что я всегда проявлял стойкость и умел сопротивляться неблагоприятным факторам.
Для меня самая сладкая награда – услышать, как смеется публика. Это знак того, что ваш контакт состоялся и ты нашел дорогу к своему зрителю. При рождении мультгероев важно все – и музыка, и звуковые эффекты. При подготовке анимационного фильмы мы сначала записываем все голоса актеров. Мы ставим с актерами такой мини-спектакль, а затем в монтажной комнате собираем все голоса вместе и только после этого даем звуковую дорожку аниматорам. И тогда они уже рисуют, слушая голоса героев. В компании «Дисней» есть отдельная служба, которая следит, как дублируются их фильмы на другие языки. Во время этого учитываются культурные особенности аудитории. Самый лучший дубляж «Короля Льва» – это русский. Этот анимационный фильм, несмотря на то что ему уже 25 лет, сегодня смотрят и любят все новые и новые поколения детей. И я горд этим несмотря на то, что снял немало других популярных анимационных фильмов, этот считается моей визитной карточкой. Я всегда вкладывал и вкладываю в своих мультяшных героев как можно больше человеческих черт.
У меня есть две причины вернуться в Казахстан. Первая – это то, что мою жену – художницу из Тайваня Кристал Кунг все принимают за местную девушку. А вторая, что я… потерял в горах кепку. Так что есть повод вернуться и поискать!
Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ
Фото Веры ОСТАНКОВОЙ