Всегда живой талант

В Казахском государственном академическом театре оперы и балета имени Абая прошел вечер, посвященный 90-летию заслуженного деятеля искусств КазССР, народного художника Казахстана Гульфайрус Исмаиловой

7 004

«Я – коренная алматинка и обожаю свой родной зеленый город. У моей бабушки был огромный сад невиданной красоты с плодовыми деревьями и цветами. Время было трудное, вот урожай и спасал нас от голода. Говорят, карандаш я взяла в руки года в три и до сих пор не расстаюсь с ним. В школе я много рисовала и после семилетки по совету Абылхана Кастеева поступила в Алма-Атинское художественное училище», – рассказывала о себе Гульфайрус Исмаилова.
Безмерно талантливая как живописец, театральный художник и киноактриса, потрясающе красивая женщина, Гульфайрус обладала к тому же прекрасным голосом и в молодости училась в консерватории вокалу, но по совету Абылхана Кастеева выбрала стезю художника.
Ее приглашали сниматься в кино, она преуспела и на этом поприще. Талантливая творческая личность, она снялась в семи полнометражных художественных фильмах, включая «Ботагоз», где сыграла главную роль, и «Кыз Жибек», куда режиссер Султан Ходжиков пригласил ее не только как актрису, но и как художника-постановщика. В фильме она сыграла роль Айгоз, матери Жибек. На V Всесоюзном кинофестивале картина «Кыз Жибек» получила приз за лучшее художественное оформление.
В 1971 году Гульфайрус Исмаилову назначили главным художником в Театр оперы и балета имени Абая, где она трудилась17 лет вплоть до ухода на заслуженный отдых, оформив 32 спектакля.
В память о ней во время юбилейного вечера в ее родном театре возникали сцены из известных спектаклей, созданные по замыслам художницы.
Перед концертом в галерее ARTE на втором этаже театра был организован лекторий о творчестве Гульфайрус Исмаловой, который провела заместитель директора по науке Государственного музея искусств имени А. Кастеева Светлана Кобжанова. Здесь же были продемонстрированы костюмы к спектаклям «Чио-Чио-сан» и «Аида», сшитые по эскизам художницы.

7 003


Солисты оперы и балета, а также хор представили зрителям любимые номера из популярных спектаклей.
Вечер украсила своими воспоминаниями народная артистка СССР Бибигуль Тулегенова.

7 001

– Я ее Гулечкой звала, – рассказала публике певица, – мы с ней ровесницы, она родилась 15 декабря 1929 года, а я – 16 декабря 1929 года. Но, к сожалению, она ушла из жизни. Было бы очень хорошо, если бы мы рядом стояли здесь и вместе вспоминали нашу молодость. Примерно с 18 лет я ее знала, до самой ее кончины мы с ней общались, дружили – и как соседи, и как друзья, и как ровесники, но больше всего мы с ней общались творчески. Гулечка была очень интересным человеком, начитанной, грамотной. Супруг ее Евгений Сидоркин был прекрасным художником, очень эрудированным человеком. И когда мы с ней на кухне сидели, он говорил: «Что, женщины, сплетнями начали заниматься? Ну, я ушел». И мы с ней остаемся вдвоем и, конечно, о чем говорим? Мы говорим об искусстве…
Они познакомились с Гульфайрус, когда та училась в Алматинском художественном училище.
– Потом она уехала учиться в Ленинград, там встретила Евгения Сидоркина, там впервые снялась в фильме «Алитет уходит в горы». Приехала в Алма-Ату, вышла замуж за Евгения Матвеевича. Это была прекрасная, очень интересная и красивая семья. У них была богатейшая библиотека, думаю, и сейчас она сохранилась у их сына Вадима. Мы жили с ними рядом, в одном доме. Мы на четвертом этаже, они на первом. Мои дети, особенно старшая дочь Гузеля, бегали туда, смотрели альбомы художников, которые Гульфайрус привозила со всего мира... Когда Гульфайрус оформляла спектакль «Алпамыс», я иногда замечала почерк Евгения Сидоркина. Они настолько были дружны между собой и их судьбы так сплетены, что Гуля часто консультировалась с ним... И помимо всего я хочу сказать, что Гуля была очень хорошей кулинаркой. Какой она была талантливый художник, как красиво пела, как она хорошо играла в кино, она так же прекрасно готовила – так, что пальчики оближешь! Поэтому я Гулю очень часто вспоминаю, когда за столом сижу где-нибудь в гостях. Вижу те яства, которые она готовила, и думаю: у Гули было вкуснее.
Гульфайрус Исмаилова любила писать портреты актрис, балерин, художников, писателей.
– Как она любила этот театр! – вспоминет Бибигуль Ахметовна. – Она каждый раз приходила ко мне и рассказывала все новости, все, что она делает здесь. Когда она оформляла «Аиду», я уже видела в своем воображении этот спектакль – так шикарно она мне рассказывала об эскизах, костюмах. Так что у меня с Гульфайрус связано очень многое. Для меня она жива, потому что творческий человек всегда с нами, она навсегда для нас наша великая художница и прекрасная киноактриса. Светлая ей память!

7 002
Индира САТБАЕВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА