Зачарованный город

В галерее искусств Art Navat проходит выставка алматинских художников Лилии Поздняковой и Георгия Ли «Уроборос»

9 002

Название выставке дала картина Георгия Ли, где изображен дракон, обернувший собой земной шар и кусающий себя за хвост. Это полотно несет экологический посыл: «Берегите Землю, мать вашу!» Работу эту автор уже показывал минувшим летом, все остальные работы в экспозиции новые.
Уроборос – змей, кусающий себя за хвост, это один из древнейших символов, репрезентация вечности, циклических периодов жизни с чередованием созидания и разрушения, постоянного перерождения и гибели.
Так или иначе эту тему авторы выставки ведут с 2012 года в различных концептуальных проектах, соединяя традиционные и современные приемы в искусстве. Данная выставка – очередной результат их размышлений.

9 001


На улице у входа в галерею посетителей встречает инсталляция, созданная авторами экспозиции. На фоне панно из деревянных ящиков, на котором желающие могут писать маркером свои мысли и пожелания, установлена инсталляция существа-дерева, похожего на человека. Она напоминает людям о том, что когда-то у дерева была жизнь и была душа, а потом его срубили, сколотили из него ящики, которые после использования обычно без сожаления выбрасывают в мусор…
Перекликаются с инсталляцией работы Лилии Поздняковой из серий «Зачарованный лес» и «Зачарованный город», которые противопоставлены друг другу.
– Это мое первое обращение к графике, – рассказывает автор. – Здесь поднята тема человека или духовности, в данном случае это лес. Лес – это природа, и дерево имеет свою душу, как это показано в нашей уличной инсталляции. Одна моя ученица сказала мне, что фрагмент «Зачарованного леса», где изображено дерево, напоминает ей икону. Я бы дала еще одно название этой работе – «Смирение». Деревья не могут убежать, как животные, или взлететь, как птицы, когда им грозит опасность, а вынуждены смиренно принимать свою судьбу.
На некоторых полотнах Георгия Ли расставлены акценты-лозунги: «Восстановим сельское хозяйство!», «Асар. Возродим народные традиции!» Лишь одна работа в экспозиции не вызывает улыбки – «Коррида» с израненным рапирами быком, отвернувшим окровавленную морду от матадора, который собирается нанести смертельный удар, и смотрящим в глаза зрителю.
– В этой работе я выразил свои рассуждения о смерти, о том, что она неизбежна и ее надо воспринимать спокойно, – говорит автор.
У Лилии Поздняковой тоже поднимается подобная тема, но с других позиций. В картине «Жертвоприношение» показана заполненная народной массой улица в одном из испанских городов, по которой гонят быков на корриду.
– Эта традиция смешана с религией, с поклонением чему-то, – поясняет автор. – Если спросить испанцев: «По сути, глубинно, что вам это дает?», они ответят: «Ну это наша национальная традиция, которой мы гордимся, во время праздника проводится коррида, потом этих быков будут жарить и есть». Но можно ли без этого обойтись? Можно. Многие борются против этого. Я считаю, что коррида и любое жертвоприношение – это просто убийство живого существа, и все. Причем человечество все время тешит свое эго – из желания быть поближе к богу проводятся какие-то ритуалы. Почему у меня на картинах нет людей? Я в этот раз вообще избегала изображать людей, а везде только массы. Вот быки и автомобили более-менее читаются, а все остальное – это какие-то массы, нагромождения, потому что мне хотелось передать безликость толпы. Эта масса куда-то устремляется по велению кого-то, зачастую одного, который закручивает какую-то мысль, идею и приводит все в движение. И это явление характерно для сегодняшнего дня. Это то, что было и тысячу лет назад, – позовем толпу, используем ее как пушечное мясо. Будь сам жертвой или приноси жертву. И многие согласны – бегут куда велят. И сегодня так же.
И все же в экспозиции есть одна картина Лилии Поздняковой, которая противопоставляется всем остальным работам. Это «Я с тобой», очень светлая и жизнеутверждающая. По широкой грунтованной дороге с раскинувшимися вокруг полями в знойный летний день уходит вдаль, к горизонту мужчина, а за ним спешит маленькая девочка. На фоне бескрайней природы их фигурки миниатюрные, но они удивительным образом гармонируют с ней и с разлившейся вокруг тишиной.
– Герои картины – это мои сын и внучка, – рассказывает Лилия, – они моя надежда, я их изобразила маленькими и одинокими в таком огромном пространстве. Это поле существует в действительности – в деревне Татарский Сарыкташ Оренбургской области, оттуда я родом, мои корни там. Я с семи лет живу в Алматы, а туда мы ездили к родственникам в гости. Поэтому мне хотелось показать, что корневая система нас взращивает, делает из нас людей – индивидуальность, личность, которая имеет свое представление и стремится к гармонии с природой. А если порвать с ней связь, мы причисляемся к толпе, теряем свое я, забываем о своем предназначении расти, развиваться и развивать свою душу. Может быть, именно такие единичные маленькие личности, которые существуют в истории и всегда существовали, противостоят массе, толпе, ведь она может быть одержимой. Мне хотелось показать присутствие разума, но почему на фоне природы? Потому что с природой нужно дружить, через нее разумно рассуждать, размышлять и пребывать в гармонии с окружающим миром.
Продлится выставка «Уроборос» до 3 ноября по адресу: ул. Зенкова, 25 (между улицами Богенбай батыра и Толе би). Телефон +7-707-711-21-33.

9 003
Индира САТБАЕВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА