Женский ренессанс

В Государственном музее искусств имени А. Кастеева открылась выставка Международного независимого женского фонда художников«Тан Шолпан»

7 002

7 001Название «Тан Шолпан» в переводе с казахского означает «утренняя звезда». Название фонда выбрано неслучайно, так как оно ассоциируется с возрождением, рассветом, утренней звездой и созидательной энергией женщины. В фонде объединились профессиональные художники из Казахстана и республик Центральной Азии, а также Австрии, Германии, Канады и США. Идейным вдохновителем и организатором фонда «Тан Шолпан» является Жамиля Такен, член Союза художников Республики Казахстан.
– Наш фонд был впервые зарегистрирован в 1998 году, – рассказывает Жамиля, – в том же году с группой единомышленников в галерее «Тенгри Умай» была проведена выставка, в которой участвовали я и еще десять казахстанских художниц плюс одна художница из Канады, которая работала в посольстве в Алматы. В прошлом году мы возродили фонд «Тан Шолпан» и начали активно готовиться к этому важному для нас событию – нашей выставке.
– Что послужило причиной возрождения фонда?
– Решила возродить фонд, потому что видела, что у нас немало талантливых женщин-художниц, которые не могут громко заявить о себе. И стала приглашать в фонд знакомых художниц, среди них есть мои ученицы. К нам могут прийти только профессионалы, которые получили высшее художественное образование, работают по специальности, преподают. Большинство из них держится в тени, поэтому мне захотелось показать, что у нас есть очень талантливые женщины-художники – эталон нации, которые творят прекрасное, созидают, и надо показывать их в стране и за рубежом, гордиться ими и пропагандировать их искусство.
– Но ведь не каждая женщина-профессионал сможет войти в ваш фонд и выставиться.
– Да, у нас есть отборочная комиссия, мы четыре раза отбирали работы, и даже среди профессионалов был большой отсев, потому что нужна была концепция автора, его видение, индивидуальность художника. Хотелось показать, что женщина в искусстве самобытная, самодостаточная и что она может быть серьезным, маститым художником.
– Как ваши зарубежные коллеги узнали о фонде «Тан Шолпан» и попали к вам?
– В основном нам помогают соцсети. Например, Айнагозел Нурыеву из Туркменистана я нашла в «Фейсбуке», увидела ее работы, и они мне очень понравились, поэтому мы пригласили ее к нам. Дилором Мамедову из Ташкента тоже, Наргис Хамидову из Душанбе точно так же. Я поняла, что у них есть потенциал, и хотелось поближе познакомиться с ними. Совместное творчество всегда нас объединяет, раздвигает наши границы. Мы можем ознакомиться с их творчеством, показать им свое, и тем самым расширять географию искусства.
По словам Жамили Такен, всего в экспозиции представлены работы 37 авторов, но в каталог, изданный к вернисажу выставки, вошли работы 42 художников. В экспозиции представлены разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, гобелены, панно из войлока, чиевое плетение, скульптура. Кстати, единственным автором, представившим в экспозиции скульптуру, стала талантливая алматинская художница Лилия Позднякова. Как отметила Жамиля Такен, материалы, из которых Лилия создает работы, уникальны, потому что автор своим творчеством призывает людей беречь природу, она дарит вторую жизнь вещам, которые обычно идут в утиль.
– Лилия Позднякова использует для папье-маше картонные ячейки для яиц, газеты, коробки, из всякого мусора вроде полиэтиленовой упаковки она делает такие замечательные вещи, – говорит Жамиля. – Мужчины так не работают, им подавай гипс, бронзу, мрамор.
Помимо скульптур из папье-маше «Адам и Ева», «Смотрители», «Блуждающий ангел», а также из полиэтилена и скотча «Гитарист» Лилия представила живописное полотно «Инстинкт, стимул и еще…», написанное маслом на холсте, и графическую серию «Настроение». В последней показаны фигуры прохожих без лиц, но можно угадать, в каком состоянии духа пребывают люди.
Художник декоративно-прикладного искусства Наталия Баженова представила панно «Страж древний», сплетенное из чия – степного тростника и шерсти, и «Рождение Солнца», созданное путем валяния из шерсти. Лаконичные коричнево-бежевые работы Наталии с интересными причудливыми орнаментами отсылают зрителя к далекому прошлому нашего народа, но в то же время в них чувствуется современный дизайн.
Алматинский живописец Айжан Омирбаева в своем творчестве любит осмысливать и интерпретировать исторические и мифологические сюжеты. В этот раз в экспозиции она представила два полотна на тему фольклора – «Легенда о Бурабае» и «Легенда о волке». Первая связана с народной легендой о превращении священного верблюда Бура в гору Бурабай в Кокшетау, вторая посвящена древнему преданию о девушке, вышедшей замуж за волка, тотемного животного тюрков.
Каждая из почти сорока участниц выставки по-своему интересна, неповторима и уникальна как художник. Ознакомиться с экспозицией фонда «Тан Шолпан» можно до 23 марта по адресу: мкр. Коктем-3, 22/1, тел.: +7 (727) 394-57-15, 394-57-18.

7 003
Индира САТБАЕВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА