Зимняя сказка поколений

Спектакль «Щелкунчик» является одним из брендов ГАТОБ имени Абая, отмечающего в этом году 85-летие

7 001

История алматинской постановки спектакля уходит корнями в Питер. Началась она с того, что в городе на Неве 18 февраля 1934 года балетмейстером Василием Вайноненом была представлена обновленная версия спектакля на основе либретто Мариуса Петипа. Постановка пользовалась большим успехом, и приехавший в Ленинград нарком просвещения нашей республики Темирбек Жургенов выразил пожелание, чтобы «Щелкунчик», равно как и другие классические балеты, был поставлен в то время в недавно ставшем столицей городе Алма-Ате.
Постепенно планы наркома стали воплощаться: в 1930-е в Алма-Ате было поставлено «Лебединое озеро», другие классические спектакли, приближалась очередь «Щелкунчика», но вмешалась война, и постановку пришлось отложить.
Тем не менее в годы войны отрывки из балета Петра Чайковского, яркие па-де-де ставились в музыкально-хореографической школе (ныне Алматинское хореографическое училище имени А. Селезнева). Тогда в Алма-Ате с учащимися хореографической школы занималась прославленная Галина Уланова, приехавшая в наш город вслед за мужем, режиссером Юрием Завадским, в эвакуацию.
Полноценная постановка «Щелкунчика» на сцене ГАТОБ состоялась в 1970-х. В этот период в театре сформировалась сильная труппа, способная воплощать на сцене спектакли высокого уровня. В ее составе были Рамазан Бапов, ставший народным артистом СССР, и Людмила Рудакова, удостоенная звания заслуженной артистки Казахской ССР. Именно эти звезды театра вошли в историю как исполнители главных партий первой постановки балета «Щелкунчик» на сцене ГАТОБ – Принца и Маши. Они были не только сценическими партнерами, но и супругами. Фактурный Рамазан Бапов и грациозная Людмила Рудакова прекрасно дополняли друг друга. По словам балерины, Рамазан был настоящим мужчиной как на сцене, так и в жизни, и образ Принца очень подходил ему.
В числе последующих исполнителей были Людмила Ли, Дюсенбек Накипов, Гульжан Туткибаева, Дмитрий Сушков и другие звезды балета.
Балетмейстером-хореографом выступила питерский специалист Наталья Янанис. Выпускница Ленинградского хореографического училища имени Вагановой, она вновь привезла традиции питерской хореографической школы в Алма-Ату. Так, в постановке «Щелкунчика» Наталья Янанис сделала акцент на выразительности рук, отточенности техники, правильности позиций. Слившись воедино, эти составляющие сформировали рисунок спектакля.
В 2016 году на алматинской сцене состоялась премьера обновленного спектакля «Щелкунчик» в постановке Василия Вайнонена и в редакции художественного руководителя балетной труппы ГАТОБ имени Абая, народной артистки РК, кавалера ордена «Құрмет» Гульжан Туткибаевой.
И этот спектакль явил собой творческое взаимодействие хореографических традиций Санкт-Петербурга и Алма-Аты. Так, сценографом выступил петербуржец, народный художник РФ Вячеслав Окунев. Работая над декорациями, он сделал акцент на 3D-технологиях. Благодаря инновациям спектакль стал еще зрелищнее, соединил балет и элементы кино. Например, когда нужно показать снегопад, на тончайший прозрачный занавес проецируется изображение снежных хлопьев. Задник сцены превратился в большой дисплей, на котором, к примеру, можно увидеть стремительно увеличивающееся в размере окно с развевающейся от ветра занавеской, зимний пейзаж, дворцовый интерьер с позолоченными сводами...

7 002

Что же касается хореографии, то в редакции Гульжан Туткибаевой спектакль стал более динамичным, чем предыдущая версия.
– В прежней постановке существовали небольшие паузы между сменой декораций, они могли снижать общее впечатление. Мы постарались их убрать, – сказала руководитель балетной труппы.
Она подчеркнула, что главной задачей спектакля было создать атмосферу зимней сказки. Этого удалось добиться, соединив воедино действие, музыку Чайковского и сценографию.
В числе современных исполнителей главных партий Куралай Саркытбаева, Гульвира Курбанова, Динара Есентаева, Рустем Имангалиев, Азамат Аскаров, Рафаэль Уразов и другие солисты балета.
– На спектакле «Щелкунчик» выросли поколения артистов и зрителей, солисты минувших лет теперь обучают молодежь, а вчерашние юные зрители, став родителями, ведут на спектакль своих детей, – отметила Гульжан Туткибаева.
Впитав лучшие традиции классического балета, воспитав не одно поколение звезд отечественной сцены, спектакль продолжает развиваться, являясь украшением репертуара старейшего театра опера и балета страны.

7 003
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото из архива газеты «Вечерний Алматы»