«Зорко одно лишь сердце…»

6 002

В дне завтрашнем нам видится всегда
Улыбка утреннего света.
Как детские любимые глаза,
Как дальняя звезда,
Как голос сердца.
Именно сердцем пишет Художник свою судьбу, исторгая на свет божий мелодию печали и радости. И запечатлевает в цвете, согретом светом мечты…
Я говорю о человеке, которого не привелось увидеть. Только работы – живопись в стиле, никого не повторяющем, единственном и… узнаваемом сразу. Так произведения Елены Тараковой, увиденные по Интернету, потрясли меня с первого взгляда. Отцу автора, попросившего высказать свое мнение, смогла вымолвить лишь одно: «Она – Художник!»

6 001
«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь», – написал Антуан де Сент-Экзюпери. Верно, согласна, но именно глазами и кистью тонкой и доброй натуры автора эти слова обращены в чудо жизни.
И впечатываются в сознание с первого взгляда.
Камертоном каждой композиции, хранящей тепло узнавания мира – и себя в нем! – звучит предчувствие чуда. Вот оно касается губ, глаз, рук… и так невесомо и хрупко, так много обещает и дарит, так похоже на волшебные сказки из детства. Так Александр Грин брал в плен своим утверждением счастья в мире, полном несовершенства и горестей. Так трепетная душа Елены обращает нас в единомышленников при взгляде на каждую из своих работ.
«Розовый слон» Лены Тараковой – это твое «я», извлеченное из хаоса напластований повседневности. Оно беззащитно и бесконечно сильно своей уверенностью в Добре и Красоте. А как же иначе, если ты открыт миру и он отражает лишь твое великолепное сознание его светозарного начала?
На сцене жизни из глубины зала глядит вместе с нами автор на вечное таинство и торжество в облике огромного крылатого слона, ступающего по земной тверди, касаясь хоботом россыпи звезд и бережно позволяя крошечным землянам восседать на своей голове, на хвосте, по легкой вертикали белой лестницы взбираться со своей спины в небо. А выше парит над ним верхом на рыбе другой герой. На легкой треноге впереди еще один персонаж удерживает на длинной цепочке, перетянутой через хобот друга, большие часы. Они – в размер самого действующего лица и четко выделяются на глубокой синеве пространства, где вершится событие.
И слон, которого обожествляют в Индии как существо изначально прекрасное своим детски доверчивым, добрым нравом и способностью ограждать от беды, неслучайно избран художником как синоним надежной и верной силы судьбы. Словно талисман веры. А розовый цвет при нежно-удивительном взгляде – как ожидание праздника, что царит в душе мечтателя всегда. Так похож он на взгляд больших ясных глаз самого автора!
«Вдохновение» – это восточная сцена прикосновения к вечности, где герой-индус легко касается рукой клубящихся кругов бытия, олицетворяющих вечность, напоминая облака над головой. Нет страха перед неизведанным, незнакомым. Лишь радость узнавания, что заставляет тянуться к чуду.
Помните Ассоль из «Алых парусов», когда радость «взмыла до небес» в ее еще детском сердце?
Или изумление Маленького Принца при взгляде на взрослых, которым все надо долго объяснять, а это так утомительно и скучно.
И как им рассказать, что значат летящие на тонких цепочках бессчетные часы, свисая то с ветки дерева, то из пасти крокодила, то с самих небес? Весь мир умещается на их циферблате, отмеряя единственную ценность бытия, быстротекущую и вечную. Недаром в древности возник культ всемогущего и бесстрастного бога, властелина мира по имени Хронос. Бог Времени. И в его стремительном беге отражаются все перипетии нашей бренной жизни. Как сказано в библейской притче: «Все возьми и за все заплати».
Лена Таракова одарила нас всех безыскусным счастьем, что олицетворяет саму жизнь. Взгляните на ее картины «Агнец мира», «В долине долгожителей», «Недолговечное волшебство», «Гиперреальность», «На перекрестке судеб», «Формула бессмертия»… Удивительно? Необычно? Миражи? Да нет, слова бессильны. Аромат дыхания жизни, которой оказалось так скупо отпущено на век этой удивительной художницы, держит властно и неутолимо.
Как контрастно высвечен смысл жизни в «Революции»! На горячем красном небе сияет белым прекрасное цветущее древо жизни, унося ввысь свою нетленную красоту. А внизу с безмерной высоты в густеющей темноте видны существа с флагами и транспарантами. Войны, распри, ссоры – зачем?
Что знаем мы о мире нашем? Как игры воображения связуют вчерашнее и завтрашнее? Кому мы отдаем предпочтение, оставаясь наедине с собой? И отчего всесильный Интернет с изобилием информации и практичностью потребления не утоляет потребность человеческого сердца в живом слове, взгляде, прикосновении к сердцу. Виртуальные «друзья», «болельщики», «юзеры» – это действительно «пользователи», прохожие в твоей биографии, длящейся отнюдь не вечно. То, о чем в сердцах великолепно сказал мудрый Никита Михалков: «Идет подмена!» Когда действительно большое искусство, классика «интерпретируются» в угоду новоявленным «мастерам», обращаясь в фарс и пошлость. А потому именно теперь, в век высоких технологий, при убыстряющемся темпе жизни и движения светил – в том числе нашей единственной планеты Земля, так драгоценны подменные творцы! Им дано, трогая всяк глядящего, взволновать, дать пережить, ощутить самое важное в дне текущем.
Выбирать – вам!
Техника и технологии – это средства. А сущность жизни, ее венец – сам человек с его помыслами и деяниями.
«О, были б помыслы чисты! А остальное все приложится!» – воскликнул Булат Окуджава почти полвека тому назад. А ведь эта истина на все времена. Оттого так ласково и спокойно смотрит на мир, на нас с вами ангельски чистый «Агнец мира» в сиянии весенней листвы. И вопрошает, и верит, и доверяет. Тебе сегодняшнему и всему человечеству завтрашнего дня. Разве нет? И об этом, именно об этом – все творчество и жизнь Лены Тараковой. Где главная истина: «Счастье – жить».
P.S. По счастью, продолжение жизни Лены – ее сын, еще малыш Александр-Фабиан. И в нем, как и в ее искусстве – залог будущего. Счастливого, уверена!

6 003
Сауле БЕККУЛОВА, кандидат искусствоведения, доцент, член Союза художников СССР и Казахстана