Звезда над степью

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения казахского народного композитора, домбриста Курмангазы Сагырбайулы

6 001

На днях в Казгосфилармонии имени Жамбыла прошел концерт академического фольклорно-этнографического оркестра «Отрар сазы» имени Нургисы Тлендиева, приуроченный к знаменательной датеКурмангазы родился в 1818 году в Букеевской орде, в урочище Жидели (ныне район Жанакала Западно-Казахстанской области), в юрте бедняка Сагырбая. С раннего детства занимался игрой на домбре. Рано появившаяся склонность мальчика к музыке не вызывала у отца одобрения. Мать Курмангазы Алка, человек яркой индивидуальности и сильной воли, наоборот, разделяла любовь сына к музыке и поддерживала его.
В шестилетнем возрасте под давлением жестокой нужды Курмангазы был отдан в пастухи. В родном ауле мальчик с увлечением слушал заезжих кюйши, среди которых особо выделялся Узак, который заметил в юном Курмангазы особый интерес к музыке и предсказал ему большое будущее. В 18 лет Курмангазы покидает родной аул и начинает скитальческую жизнь бродячего кюйши. Вместе с Узаком он участвует в состязаниях, развивает свое мастерство и выдвигается в ряды выдающихся домбристов. Был очевидцем народного восстания казахов Букеевской орды (1836–1838) под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова против хана Джангира и русского колониализма. Один из первых кюев «Кішкентай» («Малый») был посвящен народному восстанию. За открытую критику богатых подвергался преследованиям. Курмангазы Сагырбайулы был неоднократно заточен в тюрьму, однако как непобедимый борец за свободу, как композитор-бунтарь он никогда не сдавался. Сидел в тюрьмах Уральска, Оренбурга. Есть сведения, что ему приходилось сидеть в тюрьме Иркутска. Переживший скитания, оскорбления и преследования кюйши создает кюи «Алатау» и «Сары арқа», отразившие глубокие думы народа о независимости и свободе, любовь к своей земле.
Курмангазы был знаком с представителями русской прогрессивной культуры – филологами, историками, этнографами, которые собирали материал о казахской музыке, музыкантах и народных инструментах. Современник Курмангазы Сагырбаева уральский журналист и поэт Никита Савичев в газете «Уральские войсковые ведомости» писал: «Сагырбаев – редкая музыкальная душа, и получи он европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездой первой величины…» По одной версии кюй «Лаушкен» Курмангазы посвятил своему русскому другу Никите Савичеву, который помог ему в трудные минуты жизни. По другой – богатому казаку, наследнику хутора Фокеево есаулу Иову Фокеевичу Бородину, которого букеевские казахи называли Лаушка (от искаженного Ивушка, как звали Иову Фокеевича еще в юности его родители). Лаушка играл на нескольких инструментах и свободно общался с казахами, великолепно знал язык, нравы, обычаи соседних народов. Осенью 1868 года Курмангазы гостил на Фокеевском хуторе и во время дружеского пира исполнил кюй, который единодушно был назван «Лаушкен».
Дружеские чувства Курмангазы к Никите Савичеву отражены в кюях «Машина», «Перовский марш» и других.
В 1862 году Курмангазы наконец встречается с земляком, другим великим кюйши Даулеткереем. Оба домбриста-импровизатора заметно повлияли друг на друга. Кюй Даулеткерея «Бұлбұл» («Соловей») Курмангазы включил в свой репертуар.
В 1880 году Курмангазы поселяется в местечке Сахма под Астраханью. Курмангазы, умудренный опытом, ставший глубокоуважаемым аксакалом в народе, собирает вокруг себя преемников по исполнительскому искусству – это Дина Нурпеисова, Ергали Есжанов, Мамен, М. Сулейменов. Широко известные в то время домбристы – Кокбала, Менетай, Менкара, Сугурали, Торгайбай, Шора – тоже считали себя учениками Курмангазы.
Курмангазы ушел из жизни в 1889 году, похоронен он в селе Алтынжар нынешнего Володарского района Астраханской области России. К настоящему времени сохранилось 60 кюев Курмангазы. Казахстанский композитор и собиратель фольклорной музыки Евгений Брусиловский был первым, кто взялся за реабилитацию имени гениального Курмангазы, слывшего в казахской степи «неуправляемым разбойником». Популярность музыки Курмангазы в наше время, присвоение его имени Алматинской консерватории – одна из величайших заслуг Брусиловского.

6 002

Во время концерта в филармонии имени Жамбыла академический фольклорно-этнографический оркестр «Отрар сазы» под управлением дирижера – заслуженного артиста РК Жалгасбека Бегендикова исполнил кюи Курмангазы «Серпер», «Кішкентай», «Көбік шашқан», «Айда бұлбұл Айжан-ай!», «Кісен ашқан», «Саранжап», «Ақбай», «Машина», «Қайран шешем», «Адай». На сцене также выступили солисты – лауреаты международных конкурсов Жарас Сатыбалды, Айсауле Кайыргазина, Асель Алина, Абай Койшыбаев. Порадовал зрителей самый юный артист – ученик музыкальной спецшколы имени Ахмета Жубанова Аблай Абилкасымулы (класс педагога Данияра Байжуманова), который виртуозно сыграл произведение Дины Нурпеисовой «Науысқы».
Не остался в стороне директор Казгосфилармонии имени Жамбыла – заслуженный деятель РК Далел Уашев. Обладатель замечательного лирического баритона спел песню народного композитора Мухита «Зәуреш» и «Студенттік қоштасу әні» Ескендира Хасангалиева.
Под занавес концерта Жалгасбека Бегендикова сменила главный дирижер и художественный руководитель оркестра «Отырар сазы» заслуженный деятель РК Динзухра Тлендиева. Под ее управлением оркестр и солист Далел Уашев исполнили песню «Күндер-ай» на музыку Нургисы Тлендиева и слова Кадыра Мырзалиева. Завершился концерт кюями «Махамбет» Нургисы Тлендиева и «Сары арқа» Курмангазы.

6 003

6 004
Индира САТБАЕВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА