Звучание тишины

Об акустике наших домов и мире после карантина

6 001

Заслуженный деятель РК, профессор, основатель популярного музыкального коллектива Жанат Ерманов – об акустике наших домов и мире после карантина

Вынужденная пауза в концертном графике скорректировала творческие планы Государственного квинтета деревянных духовых инструментов. Залы Казахской государственной филармонии имени Жамбыла, где выступает коллектив, хранят тишину. Тем не менее работа продолжается: музыканты репетируют по домам, а координирует процесс руководитель пятерки духовиков, кларнетист Жанат Ерманов. Кроме того, в нынешних условиях создатель квинтета занимается тем, на что в привычном плотном графике выступлений не всегда находится время – анализирует 23-летний творческий путь коллектива и обдумывает планы на перспективу.
– Жанат, каковы ваши ощущения от окружающей тишины?
– Если рассуждать с точки зрения музыканта, то сейчас, на фоне пустынных улиц мегаполиса, мы можем отчетливо слышать звучание природы. В старину народная музыка впитывала окружающие человека интонации: птичьи трели, шум дождя, ветра. Потом на основе народных мотивов классические композиторы создавали свои произведения, и для того, чтобы их послушать, мы посещаем концертные залы или выходим в интернет. Сейчас же у нас появилась редкая возможность услышать первоисточник, то с чего все начиналось, – звуки природы, и это все рядом с нами, достаточно лишь открыть окно. Конечно, причина, по которой опустели улицы мегаполиса, грустна, но, думаю, что музыка природы – это то, что сегодня может поддержать дух человека.
Если же посмотреть на ситуацию с более приземленной точки зрения, то высвободившееся время хорошо использовать для домашних дел. Еще совсем недавно они были в планах, я думал, хорошо было бы сделать то или другое, но из-за плотного рабочего графика эти намерения постоянно переносились на потом. Сейчас наконец появилось время на хозяйственные дела.
– Вы выходите за покупками? Если да, то что вы думаете о дисциплине и сознательности наших горожан в дни карантина?
– В целом город опустел, большинство людей находятся дома, что положительно характеризует горожан. Однако иногда вижу молодежь, которая собирается во дворе, у подъезда. Хочется сказать этим ребятам: что вы делаете, это же опасно… Они, конечно, уже взрослые, но все же родителям нужно более внимательно следить за тем, где сегодня находятся их дети, ведь сейчас это в прямом смысле вопрос жизни и смерти. Из хорошего хочу отметить регулярную санитарную обработку двора, подъезда – это говорит об организованности и слаженной работе городских подразделений, акимата.
– Вы с коллективом не пробовали организовывать совместные репетиции на виртуальной площадке?
– Такие репетиции не создадут желаемой слаженности. Тем не менее музыканты не сидят без дела – каждый играет у себя дома. У такого репетиционного процесса есть свои плюсы и минусы. Плюсы в том, что сейчас музыканты могут посвящать больше времени отработке технических приемов, особенно тех, которые нуждаются в совершенствовании, повторять и закреплять нотный текст. Что касается минусов, то, конечно, в числе самых очевидных – невозможность совместных репетиций, и еще в числе издержек – беспокойство домашних и соседей, особенно если человек живет в небольшой квартире и в доме с плохой звукоизоляцией. Утешает мысль, что этот непростой период скоро закончится.
– Один российский музыковед на виртуальном концерте классических исполнителей отметил, что у таких выступлений есть очевидный плюс – из зала не доносится звучание смартфонов…
– Кто-то нетерпимо относится к слушателям, не отключающим мобильный в концертном зале, кто-то спокойно реагирует на это, но я скажу так: музыканту очень важно получать отклик из зала, любой, даже такой, о котором вы сказали. Это лучше, чем исполнять музыку при пустых креслах или в четырех стенах. Музыканты на сцене и публика в зале – это две необходимые составляющие концерта, одно невозможно без другого. Исполнителям важно ощущать энергетику пришедших людей, а публика нуждается в живом звуке, и от этого нам никуда не деться, пустота и безжизненность зала – вещь противоестественная для нас.
Конечно, сейчас многие концертные залы и театры выходят из положения – демонстрируют архивные записи концертов, музыкальных фрагментов, в том числе и наша филармония. Это в какой-то мере позволяет нам сохранять связь со своими слушателями, но, повторюсь, ничто по-настоящему не заменит живое исполнение, только оно в полной мере способно передать богатство и насыщенность музыкального материала, его настроение, нюансы и звуковые оттенки.
– Вы профессор консерватории, как проходит преподавание в удаленном режиме?
– Процесс схож с репетициями квинтета – я даю задания, студенты репетируют. Но и здесь возникает проблема, о которой я уже говорил: не у всех есть условия, многим сподручнее репетировать в консерватории, а не дома, на маленькой жилплощади. Поэтому студенты порой проявляют нетерпение: когда мы уже вернемся? Вместе с тем я прошу их использовать это время для познания, чтения музыкальной и художественной литературы, изучения языков. Взрослый человек в современном мире, как правило, живет с ощущением вечного цейтнота, ему подчас некогда читать, что-то слушать. Поэтому все надо делать вовремя: молодость, студенческая пора – это время для интенсивного обучения, а карантин позволил ребятам увеличить часы для самообразования. И нельзя упускать эту возможность, нужно учиться, углублять знания.
– На ваш взгляд, всемирная пандемия что-то изменит в мировоззрении людей, их укладе?
– Думаю, что да, ведь такие катаклизмы всегда обращают внимание на вещи, которые нуждаются в улучшении, модернизации. Например, дистанционное обучение усилило нагрузки на интернет, коммуникации не всегда выдерживают, поэтому надо еще больше развивать цифровые технологии, чтобы даже в отдаленных селах молодежь имела возможность без технических помех удаленно получать образование. Возможно, во всем мире произойдет переосмысление подходов к медицинской помощи. Что касается обычных людей, то эта ситуация позволила нам острее осознать ценность человеческой жизни, необходимость участия в судьбе тех, кто нас окружает. Словом, считаю, что мир многое переосмыслит.
– Хотелось бы коснуться вопросов творчества. Квинтет исполняет классику, музыку барокко, как часто вы играете отечественных композиторов, обращаются ли наши авторы в своем творчестве к камерной музыке?
– Молодые композиторы Казахстана очень талантливы, пишут много интересной музыки, свидетельством тому стал филармонический концерт в начале этого сезона. По сути, это был фестиваль, проведенный совместно с Союзом композиторов, где мы в течение часа исполняли произведения только отечественных авторов. В числе пишущих для нас композиторов Юлия Лебедева, Бахтияр Аманжолов, Адиль Бестыбаев, Балнур Кадырбек, к сожалению, недавно ушедший Ерболат Андосов, другие авторы. Жанр камерной духовой музыки очень непрост, чтобы озвучить квинтет, автору нужно сломать не одно перо, но наши композиторы осваивают этот жанр, и это прекрасно. Хочу поблагодарить Союз композиторов Казахстана за плодотворное сотрудничество.
– Что бы вы пожелали алматинцам в эти дни?
– Спокойствия, терпения, слушайте классическую музыку, она поможет настроить душевную гармонию.
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото предоставлено Казахской государственной филармонией имени Жамбыла