Звучание вселенной

В ходе авторского концерта на сцене КГАТОБ «казахстанский Моцарт» Рахат-Би Абдысагин поделился музыкальным восприятием мира

6 001

Музыканту совсем недавно исполнился 21 год, но в его композиторском багаже уже свыше 100 классических произведений, в их числе симфонии, концерты, оперы, пьесы для камерных коллективов. Он удостоен множества престижных музыкальных наград, стал одним из победителей Национального проекта «100 новых лиц Казахстана».
Он начал сочинять ребенком и довольно быстро привлек внимание музыкальных экспертов к своему нестандартному восприятию классики. В 13 лет Рахат-Би Абдысагин поступил в Казахскую государственную консерваторию имени Курмангазы, после ее успешного окончания стал студентом магистратуры Казахского национального университета искусств, прошел стажировку в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, в 18 лет получил степень магистра и продолжил обучение в докторантурах трех итальянских музыкальных вузов.
Параллельно с интенсивной учебой он начал давать концерты. Его выступления проходят как на родине, так и за рубежом и всюду собирают полные залы. Вот и на двухчасовом концерте молодого композитора в КГАТОБ имени Абая был аншлаг. Прозвучали произведения для симфонического оркестра, хора, фортепианный и скрипичный концерты. Сам молодой автор виртуозно исполнил свои фортепианные произведения в сопровождении Государственного симфонического оркестра РК.
Рахат-Би Абдысагин сочиняет музыку наряду с другими серьезными занятиями – он изучает математику, философию, подчеркивая, что одно занятие дополняет другое. В каждом произведении композитор предлагает слушателю свое музыкальное осмысление вселенной.
Директор КГАТОБ Ая Калиева подчеркнула, что в своем композиторском творчестве Рахат-Би Абдысагин стремится идти по пути Газизы Жубановой, мировых композиторов, развивавших новые формы в музыкальном искусстве, традиции классического авангарда.
О нетривиальности сочинений красноречиво говорят их названия: A drop of Eternity («Капля вечности»), Tears of Silence («Слезы тишины»), Phantom reflections («Фантомные отражения»), Beyond the darkness («За гранью темноты»). В этих произведениях композитор предложил миру свои авторские гармонии. Жанр сочиняемых им произведений определить непросто. По мнению музыканта, сегодня происходит уникальный процесс транзита жанров, традиционным формам не всегда удается выразить сложность мира, поэтому нужно искать гармонии, которые помогали бы слушателям осмысливать современную жизнь с ее стремительным темпом, глобализацией, экономической турбулентностью и другими реалиями.
Так, лейтмотивом концерта для скрипки с оркестром «Капля вечности», который послужил названием творческого вечера музыканта в ГАТОБ, стала тема осмысления места человека во Вселенной.
– Человек не песчинка в океане, а океан в песчинке! Вселенские процессы неизменно влияют на мировоззрение, мышление и структуру сознания. Разум человека обладает удивительными свойствами познавать, потреб-
лять и созидать. Созидательные творения – капли вечности, – поделился композитор философской идеей произведения.
Эта концепция перекликается с духовным смыслом произведения «Бег времени», которое также прозвучало в ходе творческого вечера композитора и исполнителя.
– Люди говорят, что время проходит. Время говорит, что проходят люди. Но остается память, которую доносят до нас произведения искусства. Жизнь – миг, а искусство вечно, – рассуждает автор.
Вместе с тем, подчеркивает Рахат-Би Абдысагин, симфоническая музыка была, есть и будет символом благородства и величия, доброты, духовности и созидания, она является средством диалога композитора с обществом на актуальные темы.
Так, инструментальная ода для фортепиано и симфонического оркестра «Воля к жизни» символизирует противостояние человека силам зла, торжество света и доброты.
По словам автора, главным импульсом и катализатором для написания произведения послужили знаковые события в мировой и отечественной истории: юбилейная дата Великой Победы во Второй мировой войне; 550-летие Казахского ханства; юбилей Ассамблеи народа Казахстана – беспрецедентного объединения, охватывающего более 130 этносов, живущих в нашем отечестве.
По окончании творческого вечера в ГАТОБ успеха на композиторском пути молодому музыканту пожелали аким Алматы Бакытжан Сагинтаев, депутаты Парламента, народный артист СССР Асанали Ашимов, другие известные казахстанцы.
На вопрос, как молодому композитору удается наряду с музыкой профессионально осваивать математику и философию, Рахат-Би Абдысагин ответил, что чем больше интересов, тем эффективнее он распоряжается своим временем, а потому музыкант и дальше продолжит работать в столь плотном графике, совершенствуя свои творческие искания.

6 002

6 003
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА