Звучит кларнет задумчиво и нежно…

В Казгосфилармонии прошел концерт

18 002

В Казгосфилармонии прошел концерт с участием солиста симфонического оркестра Мариинского театра, лауреата международных конкурсов кларнетиста Ивана Столбова.

Иван Столбов известен не только как кларнетист, но и как дирижер.
Родился он в Ленинграде в 1978 году, начал заниматься музыкой с восьми лет. В 1995 году поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию. В 1999-м
был приглашен в Молодежный оркестр Мариинского театра, а с 2005 года является солистом симфонического оркестра Мариинки. Выступал с многочисленными камерными и сольными концертами в России, странах Западной Европы, США и Израиле.
В 2013 году Иван Столбов окончил Санкт-Петербургскую консерваторию как дирижер. С того же года дирижирует в Мариинском театре концертными программами. В 2012 году на фирме «Мелодия» музыкант в ансамбле с супругой – пианисткой Ким Чжа Ран записал диск с произведениями для кларнета Дебюсси, Гречанинова, Пуленка, Хиндемита, Танеева. В 2016 году вышел первый дирижерский диск Ивана Столбова, на котором под его управлением оркестр Мариинского театра с солистом Родионом Толмачевым исполняет фаготные концерты Вивальди, Вебера и Жоливе.
На сцене филармонии Иван Столбов выступил в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра РК, которым дирижировал заслуженный деятель Казахстана Канат Ахметов. Публика привыкла видеть его в качестве главного дирижера Государственного духового оркестра РК, поэтому появление в тот вечер Каната Ахметова на сцене вызвало у зрителей неподдельный интерес.
Иван Столбов сыграл два концерта для кларнета с оркестром – № 1 немецкого композитора начала XIX века Карла Марии фон Вебера и американского композитора XX столетия Аарона Копленда. Канат Ахметов, как обычно, вел концерт, знакомя публику с солистом и программой вечера. Он рассказал, что Вебер написал свое сочинение в 1811 году для немецкого кларнетиста-виртуоза Генриха Йозефа Бермана.
Аарон Копленд, родившийся в 1900 году в Нью-Йорке в семье эмигрантов из Литвы (фамилия отца была Каплан), написал свой концерт специально для Бенни Гудмена, американского джазового кларнетиста и дирижера, которого называли королем свинга.
Помимо названных концертов в исполнении оркестра прозвучали два крупных произведения. Это симфоническая поэма «Тиль Уленшпигель» Рихарда Штрауса и Концерт для двух оркестров Софии Губайдулиной. Концерт для двух оркестров Софии Губайдулиной исполнили симфонический оркестр и биг-бенд Государственного духового оркестра. Канат Ахметов предварительно сообщил публике, что Дмитрий Шостакович, услышав одно из произведений Губайдулиной на выпускном концерте Московской консерватории, сказал ей: «Я вам желаю идти вашим «неправильным» путем». А в 1979 году на VI съезде композиторов тогдашний председатель правления Союза композиторов СССР Тихон Хренников в своем докладе очень резко критиковал семерых композиторов-авангардистов, в числе которых была София Губайдулина. В результате был наложен запрет на исполнение музыки этих авторов и всякое упоминание их имен. Ни одно издательство не бралось печатать их произведения. Поэтому почти всем из так называемой хренниковской семерки пришлось эмигрировать за границу в поисках лучшей жизни. Софие Асгатовне повезло чуть больше – она писала музыку к кинофильмам и мультфильмам. С 1991 года София Губайдулина живет в Германии, сохраняя российское гражданство. Сегодня она автор более 100 симфонических произведений, сочинений для солистов, хора и оркестра, инструментальных ансамб-
лей, музыки для театра, кино и мультфильмов.
Как впоследствии рассказал «Вечерке» Канат Ахметов, в филармонии Концерт для двух оркестров Губайдулиной раньше звучал только в исполнении Государственного духового оркестра и это было переложение. Теперь, как и положено, его сыграли два оркестра. А «Тиль Уленшпигель» – лакмусовая бумажка для оркестра: если это произведение хорошо прозвучит, то оркестр можно считать высокопрофессиональным.
На бис симфонический оркестр и солист Иван Столбов порадовали публику Концертной пьесой для кларнета казахстанского композитора Бейбита Дальденбая, написанной автором еще во время учебы в музыкальной школе имени Ахмета Жубанова. Как признался исполнитель он познакомился с этим произведением за день до концерта.
– Мне показали ноты, и за один день я разучил это произведение, – говорит российский гость. – Оно хорошо подходит для того, чтобы играть его на бис. Думаю, что и в дальнейшем буду его исполнять.
По словам Ивана Столбова, в Алматы он был однажды – в мае 2011 года, когда приезжал сюда в рамках Пасхального фестиваля в составе симфонического оркестра Мариинского театра под управлением главного дирижера Валерия Гергиева.
– Тогда я познакомился со своим казахстанским коллегой – кларнетистом Биржаном Жакуповым, – говорит Иван Столбов. – Наше знакомство перешло в дружбу, и именно он похлопотал, чтобы я приехал сюда и дал концерт. Это было мое предложение сыграть эти два совершенно разных по характеру концерта для кларнета с оркестром, и со мной согласились организаторы.
Индира САТБАЕВА
Фото предоставлено пресс-службой филармонии