374.2  420.34 5.52

Безотходное хозяйство

История успеха

Переработка ядовитых отходов – это не только бизнес, но и забота о природе, говорит гендиректор «Әлем тынысы» Еркебулан Суанбаев.

5 001

Предприятие «Әлем тынысы» начало свою работу по переработке антифриза в Алматы в прошлом году. Антифризы – это жидкости, обладающие свойством не замерзать даже при очень низких температурах. Подобные вещества используются в металлургии, химической, нефтеперерабатывающей и других отраслях промышленности. Львиная доля антифризов потребляется автомобилестроением, так как это вещество используется в двигателях внутреннего сгорания.
В настоящее время большая часть автомобильного парка использует в качестве охлаждающей жидкости для двигателей антифризы, содержащие токсичный двухатомный спирт – этиленгликоль. Отработанную жидкость бесконтрольно сливают в грунт или канализацию, что наносит значительный экологический ущерб. Кроме того, этиленгликоль довольно дорогой продукт, на производство тонны которого затрачивается не менее трех тонн нефтяного сырья. Таким образом, утилизация этиленгликоля из отработанных антифризов важна и с экологической, и с экономической точки зрения.
В Казахстане до недавнего времени не было ни одного пункта его переработки. Осенью прошлого года в мегаполисе открылось предприятие ТОО «Әлем тынысы», руководство которого решило из старого, отработанного антифриза производить новый. Ежегодно в Казахстане потребляется более 20 тысяч тонн антифриза. Причем отработанная жидкость никак не утилизируется, а зачастую сливается прямо в землю и проникает в сточные воды.
Идея по утилизации, а точнее переработки антифриза, пришла Еркебулану в процессе работы.
– Я закончил Казахскую академию транспорта и коммуникаций, и в профессиональной деятельности далеко не ушел от автомобильной тематики, – рассказывает Еркебулан Суанбаев. – Работая по специальности в крупных транспортных компаниях, волею судьбы встретился с представителями американской компании, которые на тот момент существовали на рынке горюче-смазочных материалов уже более века. Они известны тем, что одними из первых на мировой рынок выставили ноу-хау – всесезонное моторное масло. Тогда мы с друзьями и сокурсниками нашли и привлекли инвестора и открыли компанию по реализации горюче-смазочных материалов в 2012 году. Со временем мы увеличивали ассортимент продукции, стали работать с российскими партнерами и заметили динамику роста продаж охлаждающих жидкостей. Участвуя в тендерах, мы узнали, что антифризы можно не завозить, а производить на месте. Но в то время в нашей стране просто не было технологии по его переработке. А утилизация данного продукта – это не только бизнес, но и забота об окружающей среде.
Заинтересовавшись вопросом, я начал проходить обучение в этом направлении. Активно встречался с научными сотрудниками институтов, инженерами, которые строили нефтеперерабатывающие заводы крупным компаниям за рубежом. Получал у них консультации, и тогда же мы начали разрабатывать свою технологию вместе с партнером – изобретателем, который поддержал меня, и совместно мы организовали данный проект.
В целом на создание бизнес-проекта ушло четыре года. Когда он был готов, я нашел частных инвесторов. В настоящее время мы готовимся к регистрации патента по данному изобретению.
По словам Еркебулана Суанбаева, инновационный проект не имеет аналогов в постсоветском пространстве. Технология схожа с той, которую применяют на заводе «Фольксваген». Все основные узлы и агрегаты закупались в соседних странах и устанавливались с учетом всех необходимых требований и даже атмосферного давления в мегаполисе. Работы по сбору и установке длились полтора года.
– Если подойти к вопросу с экологической точки зрения, то антифриз, имеющий в основе этиленгликоль, очень тяжело нейтрализовать, – рассказывает он. – Для этого по стандартам СанПиН один литр антифриза необходимо разбавить одним миллионом литров воды. К примеру, в стандартную легковушку заливается 10 литров антифриза. Значит, нейтрализовать это количество можно 10 миллионами литров воды! Проблема в том, что используется антифриз в больших количествах, но практически не утилизируется. По официальным документам его как бы сжигают, но это тоже губительно для атмосферы. Хотя согласно статье Экологического кодекса любая организация, в процессе жизнедеятельности которой образуются отходы, должна принять меры по их наилучшему обезвреживанию.
Утилизация – это обобщенное экологическое понятие, – объясняет гендиректор. – На предприятии она осуществляется путем переработки и разделения на фракции. Дело в том, что антифриз, проходя через систему охлаждения в машине, смешивается с другими химическими элементами. В процессе переработки, пройдя несколько этапов, он очищается от посторонних примесей и разделяется на составляющие. В получившееся сырье по желанию заказчика добавляются необходимые элементы, и получается готовый продукт. Технологическое ноу-хау уже зарекомендовало себя с положительной стороны. Вся выпускаемая продукция проходит протоколы испытания на соответствие и сертификаты, подтверждающие технологическое решение.
Однако, несмотря на инновационность проекта и его экологическую направленность, ежедневно производство сталкивается с проблемами, которые необходимо решать с помощью государственных мер.
– В последнее время многие импортные антифризы очень часто не соответствуют стандартам, – говорит гендиректор. – Недобросовестные импортеры заменяют основу антифриза – этиленгликоль на запрещенный метанол. На этот элемент наложено вето не только у нас, но и в соседней России. Однако жидкость продолжают бесконтрольно завозить в страну. Из-за недобросовестного производителя в первую очередь страдает потребитель.
Температура кипения метанола 55 градусов, а рабочая температура в системе охлаждения 80 градусов. То есть метанол начинает испаряться, а любое газообразование в системе охлаждения приводит к тому, что лопаются поизносившиеся патрубки. Метанол является очень горючим материалом и может быть причиной возгорания автомобиля. У этиленгликоля температура кипения 140 градусов, то есть при рабочей температуре двигателя он не испаряется. Кроме того, дошло до того, что температура замерзания у антифриза уже не -40, а -14 градусов.
По словам Еркебулана, проблемы наблюдаются и со сбором антифриза для дальнейшей переработки.
– У нас нет культуры отдельного сбора отходов, – говорит гендиректор. – Хотя на государственном уровне у нас уже не раз поднимался вопрос о разделении твердобытовых отходов. Но на бытовом уровне, к сожалению, мы так и продолжаем складировать весь мусор в один пакет. Смешивая пищевые отходы с пластиком, стеклом и так далее. Но на территории нашего мегаполиса, к сожалению, пока нет такого современного мусоросортирующего завода, который самостоятельно разделял бы отходы.
Часть потребителей чаще всего отделяют от мусора только ценный металл, пластик и пивные бутылки. Поскольку это можно сдать в пункты приема и получить прибыль. Другие же продукты смешиваются и в последствии попадают на мусорный полигон. При сжигании и гниении мусора в дальнейшем в воздух попадают отравляющие вещества.
Если бы каждый гражданин знал о последствиях и разделял мусор – это стало бы большим подспорьем для его переработки. Но для этого, конечно же, должны быть приняты государственные меры. Для того чтобы население и бизнес начали разделять отходы необходимо установить специальные контейнеры для сортировки.
– Мы, как организация, заинтересованная в сборе использованного антифриза, сами закупаем металлические бочки и устанавливаем их на производстве согласно требованиям, – рассказывает гендиректор. – Когда емкость заполняется, мы заменяем ее пустой. Также проводим консультационные работы в организациях, чтобы люди знали, где их правильно устанавливать. Это наш патриотический долг, родная земля должна быть чистой. На сегодняшний день в мегаполисе нами установлено около 200 бочек. До конца года мы хотим установить еще 300 бочек в организациях и на СТО. Каждый гражданин должен знать, что антифриз, который выливается в почву, в дальнейшем попадает в грунтовые воды. Если 10 процентов антифриза, который используется в городе, попадет в грунтовые воды, то вся эта вода станет не пригодной для питья. Сегодня Казахстан еще не ощущает нехватку питьевой воды, но в мире уже идет обострение этой проблемы.
За содействие и поддержку Еркебулан также благодарит городской акимат, в частности отдел по поддержке инвесторов.
– Поначалу нам не верили, что такое может быть, – рассказывает он. – Но после того как производство проинспектировали, убедились в реальности его существования, также прониклись чувством патриотизма и ответственности за охрану окружающей среды и стали во всем поддерживать. В ближайшее время мы планируем расширение и получение участка в Индустриальной зоне для дальнейшего развития. Кроме того, мы воспользовались госпрограммой по поддержке малого и среднего бизнеса. Хотел бы отметить, что это нужная программа, дающая возможность реализовываться амбициозным планам. Мы воспользовались программой поддержки малого и среднего бизнеса фонда развития предпринимательства «Даму» и сегодня хотим получить там дополнительное финансирование.
Начинающим деловым людям Еркебулан советует, перед тем как начать свой бизнес, определиться, куда ты идешь и что ты будешь делать?
– Мы с этого, в принципе, и начали, – рассказывает гендиректор. – Зашли на рынок, начали работать, заслужили авторитет и доверие клиентов, и сейчас это приносит большие плюсы в нашей работе.
Несмотря на трудности, в настоящее время безотходное предприятие успешно принимает заказы. Проектная мощность переработки составляет 5400 тонн в год, производства – 17 000 тонн в год. Продукция отечественного производителя гораздо дешевле аналогов и выдерживает температуру 35 градусов мороза.

5 002
Ирина ТУЛИНОВА