Чистое дело

История успеха

«Казан гель» – так по-домашнему тепло называют в народе чистящее средство, разработанное бывшим архитектором, а ныне перспективным алматинским предпринимателем Дмитрием Каймирасовым. Что подтолкнуло его к столь кардинальным переменам в жизни – об этом наша беседа.

5 001

– Как давно вы создали свое производство и что вас побудило к этому?
– В сложные 90-е, когда закрывались предприятия и организации, а люди оставались на улице без работы, я задумался о том, что нужно что-то делать, чтобы выжить. С тех пор до момента создания своего предприятия пройдет еще несколько лет. Прежде чем окончательно решился открыть свое дело, а официально я работаю уже с 2005 года, в моей жизни произошло много событий. Тем не менее методом проб и ошибок я постепенно двигался к своей цели.
По образованию я архитектор. После демобилизации из армии устроился на работу в проектный институт. Однако потрудиться там не успел, потому что неожиданно один мой родственник предложил мне работу у него за 700 рублей. В то время это были солидные деньги.
С этого момента началась моя трудовая эпопея. Я оказался в Москве, где три года занимался секонд-хендом. Затем в стране произошел дефолт, и я вернулся в Алматы. Встретил здесь своего однокурсника Мурата Кудайбергенова, работал у него инженером, занимались витражами, а потом решил работать самостоятельно и все-таки открыть свое дело по изготовлению чистящего геля.
Попробовал в домашних условиях создать небольшую первую партию – получилось, попытался внедрить ее в реализацию. Несколько стадий пришлось претерпеть моему товару, прежде чем он пришел к законченному виду. В результате получил патент на изобретение, сертифицировал его, открыл свое ИП и приступил к производству.
– Сегодня на рынке много различных видов моющих и чистящих средств. В чем уникальность вашего изобретения? Вывели особую химическую формулу?
– Уникальность заключается в простоте использования, эффективности и приемлемой цене. Моя мама была преподавателем химии в институте, поэтому и для меня эта наука всегда была небезынтересна, в итоге я вывел свою формулу геля.
Начинал с покупки небольших партий одноразовой посуды. В фотосалонах заказывал этикетки. Потом ходил на рынки, по магазинам и рекламировал свою продукцию, рассказывал о ней знакомым. Объемы на начальных этапах были смешными. Постепенно все это начало перерастать в мини-производство. В 2007 году почувствовал, что могу нанять работников. Дело стало набирать обороты.
– Сколько у вас сейчас работает людей, каковы мощности предприятия?
– На данный момент в цехе пока три рабочих места. Оборотных средств не хватало, чтобы расшириться, купить нормальное оборудование. К счастью, в прошлом году от акимата получил грант в три миллиона тенге, приобрел дополнительное оборудование: миксеры, два универсальных насоса, емкости для смешивания вещества, дозатор. И сразу же, производительность поднялась в восемь раз, трудиться стало легче.
– Словом, вы запустили новую линию?
– Приобрел нужные составляющие, из них сделал производственную линию с небольшими переделками и добавлениями. В общем, в результате получилась, можно сказать, линия, да. Гель разливаем в баночки по 450 граммов. Теперь смело можно выпускать примерно 10 тысяч единиц. Пока работаем в одну смену. Готовое оборудование есть, но оно очень дорогое. Линия стоит порядка 250–280 тысяч евро. Пока таких денег нет. Из того, что мне выделили, я собрал аналогичное оборудование. До покупки технического оснащения удавалось выпускать 1500 единиц за шесть-семь часов. Из-за нехватки оборотных средств, все приходилось делать вручную. Сейчас такой объем выполняют за час-полтора. В прошлом году выпустили свыше 50 тонн готовой продукции.
– Расширяться планируете?
– Да. Сейчас хочу выйти на госзакупки, чтобы уже заключить контракты с крупными заказчиками. До сегодняшнего дня я не мог себе этого позволить, потому что вручную это было очень тяжело делать. А сейчас мы готовы набирать обороты.
– Как вы вышли на грант, кто-то подсказал?
– Нет, я сам узнал о существовании этой ежегодной государственной программе. Составил бизнес-план, представил всю документацию, и в результате комиссия пришла к выводу, что я достоин получить грант. Честно сказать, я мало надеялся, но решил дерзнуть, почему бы и нет. Получилось.
– Эффективное и при этом недорогое чистящее средство «Казан гель» среди казахстанских покупателей стало очень востребованным. Расскажите, пожалуйста, о своем детище? Где и по какой цене его можно приобрести?
– Необходимое для моющего средства химическое сырье мы закупаем на отечественном рынке. Щелочь, правда, российская. Моющее средство отлично подходит для тяжело отмывающихся поверхностей. Им можно мыть пластик, керамику, стекло, металл. Приобрести его можно в розничной торговле, на оптовых рынках, в магазинах «Хозяюшка». Ко мне люди приезжают, забирают партию товара, затем разбрасывают его по торговым точкам. В магазинах наш продукт стоит в районе 300 тенге. Напрямую от нас – 200 тенге. Основная часть затрат: покупка емкостей, печать этикеток, выплата заработной платы, сама химия, плюс аренда помещения. От 10 до 20% средств уходит на оплату аренды помещения. Наш цех расположен по улице Мирзояна, 60, между Байзакова и Маметовой. Сейчас встала проблема найти более подходящее помещение, поскольку с развитием производства надо расширяться, нам не хватает площадей.
– Как вы делаете себе рекламу?
– Никак. Сначала я ходил на рынки, показывал свой товар продавцам, предлагал купить. Помню, кто-то мне даже сказал: «Какой идиот у тебя его купит». Через некоторое время мне стали заказывать еще баночку, другую, еще и еще. Свой круг расширялся, востребованность продукции становилась выше. Конечно, без рекламы путь к становлению длинный.
– Теперь у вас проглядывается перспектива. Как вы думаете ею распорядиться?
– Планируем вторую аналогичную линию запустить, открыть новые рабочие места, закрепиться на отечественном рынке. Для этого необходимо выйти на госзакупки, тогда уже можно планировать более детально. Сейчас закончим делать свой сайт, к тому же впереди выставка товаров «Выбор года», где мы являемся номинантами, это тоже подспорье, своего рода реклама.
– Вы заняли свою нишу на рынке, разработали совершенно новый, конкурентоспособный продукт. Наверняка берет гордость за свое растущее предприятие и ответственность за людей, работающих на производстве?
– Конечно, без ложной скромности скажу – приятно наблюдать, как люди, взяв в руки наше изделие, констатируют «Сделано в Казахстане». Безусловно, гордишься тем, что причастен к этому процессу, оставляя деньги в своей стране, радуя товаром своих покупателей.
– Сколько времени в сутках вы отдаете делу? Или вы на правах руководителя отстранились от рабочего процесса?
– Ну что вы? Практически весь день, всю неделю нахожусь в цехе, потому что сам участвую в производстве, плюс к этому занимаюсь организационными моментами, бегаю по инстанциям. Сам и дизайн сделал для этикетки.
– Не возникало ли желания параллельно заняться другим видом предпринимательства?
– Сейчас я бы хотел выйти на более широкий рынок с этой продукцией.
Разработки, конечно, есть еще, их много, как говорится, поле непаханое. Просто на все сразу времени не хватает, а в целом такое желание есть.
– Как реагируют домашние на ваши изобилующие идеи, настойчивость, выносливость? Чувствуете ли вы их поддержку, желание присоединиться и продолжить дело?
– Да, мне сын как-то предложил составить ему компанию в бизнесе. Видимо, мое увлечение своим делом передалось ему. Сейчас он тоже хочет запустить подобную производственную линию. Я очень рад этому, всегда готов ему помочь, направить, подсказать. Пока он работает у меня, пытается запустить свое направление, а это уже, согласитесь, династия!

Виктория ИЗБИЦКАЯ