Кризис – время новых возможностей

Как работают программы поддержки бизнеса в мегаполисе

6 001

Режим карантина сильно повлияли на весь бизнес, кто-то перешел на новый формат работы, а кто-то и вовсе вынужден был закрыть предприятие…
В период ЧП в Палату предпринимателей Алматы поступило более 40 тысяч обращений от бизнеса.
– В условиях чрезвычайного положения и усиленного карантина главными негативными социально-экономических эффектами в Алматы были ограничение на перемещение и ограничение на производственную деятельность, – сказал директор Палаты предпринимателей Алматы Нариман Абильшаиков. – Причем ограничение на перемещение разорвало производственные цепочки.
По его словам, в период ЧП Палата предпринимателей работала в режиме горячей линии, оперативно реагируя на звонки и письменные обращения бизнеса.
– С 16 марта по 11 мая к нам на горячую линию поступило 42 618 обращений, из которых 35 201 – на call-center, 5344 – мобильные номера членов штаба,
1789 – электронные и бумажные обращения, 284 – запросы в социальных сетях, – отметил он.
Анализ обращений показал, что основные вопросы возникали у предпринимателей: 46% касались передвижения по городу и работы сайта infoalmaty.kz; 18% – получения социальной выплаты по утере дохода (42 500 тг.); 14% – выезда за пределы города и въезда из других регионов; 7% –касательно поэтапного смягчения усиленного режима карантина и порядка ввода организаций в работу; 5% – отсрочки или каникул по арендным платежам; 3% – получение сертификата обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор).
– В большей степени в Алматы пострадала сфера услуг, – утверждает спикер. – В секторе производства услуг, кроме госсектора и здравоохранения, порядка 74% всей рабочей силы. Подтверждением того, что под удар попала действительно большая часть сферы услуг, служат данные Минтруда и социальной защиты населения, куда по состоянию на 15 апреля с заявками на соцвыплату обратились 898 136 человек (90% занятых), из которых 447 363 (49% занятых) получили выплаты.
С окончанием ЧП палатой проводятся мероприятия по подготовке к посткарантинному периоду. Проведенный опрос, в котором приняло участие более 4 тысяч предприятий, где занято 103 тысячи сотрудников показал, что 10,1% сотрудников (10,5 тысячи человек) отправлены в оплачиваемые отпуска; 19,4% сотрудников (20,2 тысячи человек) отправлены в неоплачиваемые отпуска. 1,9% (2,1 тысячи человек) уволились по собственному желанию; 1,5% (1,6 тысячи человек) сокращены.
По информации директора палаты, наибольшее количество сокращенных или отправленных в отпуск зафиксировано в отраслях торговли – 8705 человек, промышленности – 5130, услуг по проживанию и питанию – 1768 и здравоохранения – 1282.
По результатам опроса респонденты указали в качестве необходимых мер поддержки бизнеса: 64% – отсрочку по налоговым и арендным платежам (отрасли услуг по проживанию и питанию, торговли и операций с недвижимостью); 35% – льготное финансирование (промышленность, транспорт и складирование, IT-услуги); 31% – субсидирование затрат (торговля, транспорт и складирование, промышленность).
В связи с этим спикер отмечает большой потен-
циал программы «Дорожная карта занятости» в вопросе трудоустройства высвободившихся кадров. По ней планируется создание 25 996 рабочих мест, из которых на данный момент уже создано 12 160 рабочих мест, трудоустроен 2151 человек, из которых порядка 32%, или 668 человек, трудоустроены через мобильные центры занятости. По программе выделено 103,9 млрд тенге, в том числе: по капитальному, среднему и текущему ремонту, реконструкции и строительству социально-культурных объектов – 59 проектов на 40,2 млрд объектов, ЖКХ – 9 проектов на 6,5 млрд, транспортной инфраструктуры – 21 проект на 16,9 млрд, по благоустройству населенных пунктов – 125 проектов на 40,4 млрд.
Региональной палате удалось достигнуть договоренности с арендодателями, защищены интересы 12 769 арендаторов путем снижения и отсрочки арендной платы на сумму 2,7 млрд тенге.
Для поддержки отечественных товаропроизводителей в соответствующий реестр палатой предложено внести 512 компаний, имеющих сертификаты СТ-KZ и индустриальные сертификаты. Они производят более 12 тысяч товарных позиций. Кроме того, инициирован вопрос о необходимости закупа их продукции в рамках выделенных средств по программе «Дорожная карта занятости» на сумму 103 млрд тенге по Алматы.
По словам Динары Игеликовой, директора ИП «Игеликова», введение ЧП пришлось как раз на сезон продаж кондитерских изделий.
– Наше предприятие выпекает кексы, печенье и работает в основном с оптовыми покупателями из регионов, – рассказывает Динара. – В период карантина город был закрыт и мы не могли реализовывать свой товар. Позднее оптовики присылали к нам свои машины, но в сложившихся условиях – уже не фуры, а небольшие грузовые авто для товаров первой необходимости. По городу также сократились заказы, и нам пришлось по возможности сокращать все расходы, персонал, оптимизировать производство.
Тем не менее выход из сложившейся ситуации бизнесвумен увидела в запуске новой линейки товаров.
– Мы начали работать напрямую с клиентами через онлайн, – говорит Динара. – На заказ стали выпекать торты, муссы и различные виды пирожных. К завершению поста у мусульман мы выпускали различные чайные наборы, которые хорошо реализовывались.
Сегодня предпринимательница надеется, что со снятием блокпостов объемы продаж будут наверстаны и товар вновь будет отправляться в регионы. А благодаря новому опыту предприятие будет развиваться в двух направлениях. Для дальнейшего развития бизнеса Динара уже подала документы на получение финансирования по госпрограмме.
По информации Салама Агаева, руководителя ИП «Агаев», во время карантина супермаркет не прекращал свою работу, обеспечивая население продуктами питания и необходимыми лекарственными средствами.
– Перед началом карантина в магазине был ажиотаж, – рассказывает Салам Агаев. – В течение двух дней люди мешками скупали муку, макароны, сахар. В какой-то момент, видя, что у нас есть необходимый запас продовольствия и мы не повышаем цены, все успокоились. Во время карантина нам пришлось уменьшить режим работы, и многие сотрудники из области не смогли приехать. Первоначально возникали сложности и с поставщиками из регионов. В этом случае большую помощь нам оказали городские власти, сотрудники акимата помогали нам с решением вопросов доставки. В любом случае режим ЧП показал нам, что трудности бывают у всех независимо от уровня доходов, каждый из нас это прочувствовал на себе, и, думаю, все с нетерпением ждали окончания этого периода.
Сегодня предприниматель отмечает спад объемов продаж, по его словам, видно, что люди экономят, но жизнь постепенно налаживается и все возвращается в свое русло. Самое главное, чтобы все были живы и здоровы, говорит он, остальное со временем наладится. Люди вернутся на работу, начнут зарабатывать, нормализуется и объем продаж у бизнеса.
В период ЧП изменились условия и график работы многих предприятий. Так, по словам заместителя директора супермаркета HUSEINOFF Татьяны Галимовой, работали они с соблюдением всех санитарных норм без выходных, но до 19:00.
– Наши сотрудники, как и все горожане, переживали, боялись, но понимали, что должны в любых условиях обслуживать население, – рассказывает замдиректора. – У многих покупателей в первое время даже были нервные срывы. Кроме того, поначалу с прилавков сметали все товары первой необходимости. Тем не менее, видя, что правительство организовало «зеленые коридоры», а городские власти вели постоянный мониторинг цен, население постепенно успокоилось. У нас был закрыт строительный магазин, кулинария, сотрудники оказались в вынужденных отпусках. В этот период руководство старалось по возможности всячески их поддержать. Мы также собирали продуктовые пакеты для населения и развозили их нуждающимся. Кстати, каждый четверг пенсионеры могут получить у нас бесплатно хлеб.
По словам Татьяны Галимовой, в настоящее время продажи в супермаркете значительно снизились. По ее словам, одни покупатели ссылаются на финансовые трудности, другие – на лишние килограммы, набранные в период карантина.
Большинство предпринимателей мегаполиса знают о существующих мерах поддержки бизнеса и отмечают готовность городских властей прийти на помощь в случае необходимости. Они также понимают, что для того, чтобы все вернулось в прежнее русло, необходимо время и общие усилия.
Ирина ТУЛИНОВА