368.28  419.21 5.59

Молодо и зелено

Бросить работу в престижных международных компаниях, чтобы начать с нуля собственное дело

5 001

Бросить работу в престижных международных компаниях, чтобы начать с нуля собственное дело. Так решили три закадычных друга, окончившие Московский государственный университет и вернувшиеся в родной Алматы. Однако программисты и математики по профессии они решили строить бизнес в совершенно незнакомой для себя области – сельском хозяйстве/

Начало пути
Впрочем, вариантов на самом деле было немало. Молодые люди даже хотели заниматься арендой компьютерных приставок, открыть службу консьержа, но вмешалась рука судьбы. Иначе никак нельзя назвать тот случай, когда молодые люди вдруг обратили внимание на то, что в алматинских супермаркетах зимой нет местной свежей зелени, а на привозную – почти космические цены. Ержан Толтаев, Данияр Такишев и Рауан Усеркул решили занять свободную нишу. Их вовсе не смутил вопрос, как же можно выращивать свежую зелень в мегаполисе, тем более что была возможность заняться этим в микрорайоне Кулагер.
– Начав изучать возможности современного сельского хозяйства, мы наткнулись на такую интересную тему, как гидропоника – способ выращивания растений на искусственных средах без почвы, – рассказывает Данияр Такишев. – Технология нас заинтересовала, тем более что на тот момент в Казахстане о ней мало кто знал, да и сейчас еще она не так распространена в нашей стране.

Расти большой
В общем, начинающие городские фермеры решили попробовать и начали строить систему гидропоники на основе контейнера и первую теплицу размером триста квадратных метров с применением технологии «аквапоника», вложив в дело собственные средства, сэкономленные за время работы в компаниях.
Зелень посадили самую разную, а когда получили первый урожай, сначала стали сбывать его друзьям, коллегам, знакомым.
– Это непередаваемое ощущение, когда ты впервые получаешь свой урожай и можешь в прямом смысле слова увидеть плоды собственного труда, – поделился впечатлениями Рауан Усеркул. – С первого контейнера мы получили несколько десятков килограммов зелени в неделю и сбывали ее среди друзей и коллег. Первоначально выращивали самую разную зелень: салаты, мяту, базилик, фенхель и так далее. Было интересно, что вырастет, а что нет.
Друзья не сомневались, что на выращенную ими зелень всегда найдутся покупатели. Сначала так оно и было, но потом у молодых бизнесменов появились большие и серьезные конкуренты – современные теплицы площадью от гектара и выше под Алматы.
– Конечно, мы могли бы попробовать остаться на рынке, потому что выращивали очень качественную зелень. Проверки в Казахской академии питания показали, что вредных веществ в ней даже меньше, чем допустимо по ГОСТу, ведь благодаря гидропонике не поступает вредных веществ, содержащихся в почве, – говорит Ержан Толтаев. – Однако по объемам продукции мы с огромными теплицами конкурировать не могли и решили поменять направление.

Новый этап
Точнее, немого сменить поле деятельности, занявшись переработкой свежей зелени. Так в Алматы появились производители итальянского соуса песто.
– Мы долго думали, что можно делать из свежей зелени, чтобы это пользовалось спросом, – рассуждает Данияр Такишев. – Легче всего выращивать базилик. Его даже не нужно высаживать каждый раз, просто срезаешь листики, а он растет дальше. Мы стал искать в Интернете, что же можно делать из этой зелени, так и узнали о соусе песто. Нашли в Интернете оригинальный старинный рецепт, который был описан еще в 1863 году в книге одного итальянского повара, и стали по нему готовить. Сначала делали песто сами на кухне, а потом переместили производство в цех, наняли повара.
К организации собственного дела подошли со всей ответственностью – зарегистрировали торговый знак, получили сертификат на товар.
– С рождением нашего бренда Shöp shop связана интересная история, – говорит Рауан Усеркул. – Мы придумывали название втроем. Варианты были самые разные, в списке значилось более двадцати вариантов: «Зелень», «Зеленицкий», «Базилик», «Базилико» и так далее. Самостоятельно выбрать мы не могли, и решили устроить голосование. Так победил казахско-английский бренд Shöp shop – составное название от казахского «трава» и английского – «магазин».

Италия дома
Далее выбирали дизайнера, который бы создал свежеиспеченной компании яркий, запоминающийся логотип. По словам бизнесменов, первые точки сбыта тоже было найти не так уж и сложно. Продвижение товара началось с социальных сетей.
– Затем я подготовил коммерческое предложение, обзванивал супермаркеты, встречался с менеджерами, устраивал дегустации, – рассказывает Ержан Толтаев. – Одни сразу давали нам зеленый свет, другие долго тянули. В итоге мы нашли несколько точек, где сегодня успешно продается наш соус. Это несколько крупных супермаркетов, винные и сырные магазины. С последних мы начинали, и именно они первое время приносили нам наибольшие продажи.
Бизнесмен отмечает, что сегодня на казахстанском рынке представлен песто стоимостью от 1000 до 8000 тенге. Однако часто соус пастеризуют, чтобы хранился дольше, но это существенно ухудшает вкус.
– Также производители часто идут на хитрость, чтобы удешевить продукт. Например, вместо оливкового масла используют подсолнечное, заменяют кедровые орехи на другие, – рассказывает Данияр Такишев.– Мы в свою очередь считали, что высокое качество является одним из залогов успеха, и поэтому придерживались традиционного рецепта изготовления песто из базилика из своей теплицы, кедровых орехов, сыра пармезан и оливкового масла прямого отжима. Мы не можем рисковать репутацией. Она нарабатывается долго, зато потерять ее можно в один момент из-за поста в Facebook. Лучше уж мы позже запустим отдельный экономичный вариант соуса, о чем скажем открыто при старте продаж новой позиции.
Предприниматели вообще не хотят останавливаться на достигнутом и планируют расширить линейку продукции. Тем более что идей у них немало.
– Первоначально мы вложили в бизнес более десяти миллионов тенге собственных сбережений. Этих денег хватило на первое время, чтобы запустить контейнер и наполовину завершить строительство теплицы, далее привлекли инвестора, – говорит Рауан Усеркул. – Производство соуса песто мы начали в феврале нынешнего года, а уже летом стали закрывать операционные затраты. Не скажу, что мы достигли уже плановых показателей, но мы растем и развиваемся. Сегодня у нас есть рабочий на теплице в триста квадратных метров и повар, который делает песто. В месяц продается примерно около 500–1000 баночек соуса, розничная цена одной баночки составляет в среднем 2200 тенге. Останавливаться на достигнутом не хотим – это только начало.

5 003

Только вперед
В следующем году предприниматели планируют установить еще одну теплицу в Кулагере, увеличить ассортимент и объем продукции. Кроме того, молодые бизнесмены хотят не только выращивать что-то еще, но и расширить линейку производства.
– В частности, планируем посадить зеленую клубнику, благо первый куст уже был выращен. Также будем консультироваться с представителями супермаркетов, чтоб узнать, какие соусы еще популярны у покупателей сегодня помимо песто. Найдем рецепт, наймем новых поваров и запустим в производство новый соус, – поделился Ержан Толтаев. – Когда линейка продукции будет больше, станет проще сотрудничать с торговыми точками – некоторым невыгодно с нами работать только из-за одной позиции.
Пробовали активные молодые люди сотрудничать и с заведениями общественного питания, однако последним это оказалось невыгодно. В дорогих ресторанах, как правило, повар сам готовит песто, а в более бюджетных либо этот соус не используют вообще, либо приобретают более дешевую версию, далекую от оригинальной. Непросто и с поставками соуса в регионы – маленькие партии невыгодно перевозить, так как затраты на логистику становятся значительными.
Тем не менее казахстанский соус песто сегодня успешно представлен в Астане. Друзья алматинских бизнесменов открыли собственное производство по франшизе Shöp Shop.
– Они начали успешно работать по нашей франшизе, мы рассказали о технологиях гидропоники на основе контейнера, поделились рецептами. Друзья уже приняли участие в первой своей ярмарке в Астане, причем очень успешно. Это радует, – отметил Данияр Такишев. – В Алматы мы тоже работаем успешно. Уже есть люди, готовые предложить сотрудничество на своих земельных участках – мы пока присматриваемся.
В будущем они планируют настолько увеличить объемы, чтобы поставлять продукцию не только в разные города Казахстана, но также за рубеж – в Китай и Россию. Для этого ведется работа с технологами по увеличению срока хранения готовых соусов.
Также недавно в теплице внедрили систему аквапоники, когда в одной искусственной экосистеме растет зелень и выращивается рыба.
В будущем трое друзей планируют заниматься не только выращиванием и производством, также хотят продавать оборудование для гидропоники.
– Гидропоника позволяет на одной и той же площади выращивать до четырех раз больше продукции. В Казахстане пока мало об этом знают и есть недоверие к ней. Благодаря выращиванию не в земле, а в воде уменьшается риск появления вредителей. Кроме того, часто в почве имеются тяжелые металлы, например свинец или кадмий, их малое содержание в продуктах допускается. Однако когда выращиваешь в воде, этих веществ в зелени намного меньше, чем допустимо по ГОСТу. К тому же выращивание по гидропонной технологии позволяет экономить воду до десяти раз.
Молодые бизнесмены поглощены идеями и ни разу не пожалели, что когда-то рискнули всем, захотев открыть свое дело.

5 002
Елена СОКОЛОВА
Фото предоставлены героями материала