Мост в будущее

Бизнес Алматы: как это работает

4 002

На Алматинском заводе мостовых конструкций (АЗМК) заработали технологии мирового уровня.

ТОО «АЗМК» – системообразующее предприятие в автодорожной отрасли Казахстана. Более полувека его коллектив производит железобетонные изделия и конструкции для строительства мостов, путепроводов, туннелей, взлетно-посадочных полос, автомобильных и железных дорог. Особо подчеркнем: предприятие постоянно развивается. И даже нынче, когда мировой кризис поглощает все и вся, здесь сумели найти новые пути экономии не только в рамках предприятия, но отрасли в целом. Впрочем, не станем скрывать, о чем речь, и расскажем по порядку. Именно здесь, на территории завода, по инициативе Министерства по инвестициям и развитию РК в рамках реализации проектов государственной программы «Нұрлы жол» руководители и инженерно-технические работники организовали и провели научно-практическую конференцию на тему «Оптимизация стоимости производства строительно-монтажных работ на мостах и путепроводах путем внедрения на рынок РК нового вида продукции (балок ТБН). Ремонт и защита мостовых сооружений».
Казалось бы, ну что нового можно изобрести в области изготовления железобетонных фрагментов мостовых конструкций? В представлении многих мост, путепровод, автодорожная развязка есть спонтанное сооружение путем подвоза арматуры и заливки бетона в опалубку прямо на месте строительства. Ошибаетесь, уважаемые. Будущее сооружение подобного типа полностью отливается на АЗМК по фрагментам. Причем технология и оснащенность производства на нашем заводе позволяет изготовить в буквальном смысле полный набор конструкций для всех видов мостов, путепроводов, туннелей, взлетно-посадочных полос, автомобильных и, конечно же, железных дорог.
И вот тут без упоминания основных элементов мостовых конструкций – балок пролетного строения автодорожных мостов – никак не обойтись.
Как в период презентации новой продукции, уже упомянутой балки ТБН, рассказали специалисты, подобного вида продукции в мире существует семь видов – в зависимости от предназначения и величины будущего моста. Так вот только наш АЗМК выпускает все типы ТБА. Но главное – только его специалисты при помощи ученых из «Мостдорпроекта» изобрели и внедрили в производство уникальный стенд по изготовлению более прочной и значительно превосходящей по длине пролетной балки. Причем все семь типов ТБН от шести до 42 метров длины наши производственники изготавливают на одной технологической линии.

 

4 001

– Что это значит? – отвечая на вопрос журналистов, пояснял директор АЗМК Шухрад Шардинов. – Себестоимость балки стала на 30 процентов ниже, притом что увеличились ее надежность и крепость. Теперь там, где укладывалось 15 балок, можно обойтись десятью. Значит, и мостовое сооружение станет менее затратным.
Вот она – новая технология, позволяющая сэкономить бюджетные средства, то есть наши с вами деньги, при строительстве мостов и путепроводов.
На презентацию новой продукции АЗМК, которая состоялась в преддверии конференции, собрались руководители профильных предприятий и институтов не только Казахстана, но и стран ближнего зарубежья. А это не просто гости – специалисты, придирчиво и критично изучавшие продемонстрированную серию новых мостовых балок ТБН и технологическую линию по их производству. Кстати, линия эта полностью соответствует европейским стандартам. И в этом мы смогли убедиться, когда попали в испытательную лабораторию завода – контрольный орган всего организма АЗМК, оснащенный самыми новейшими приборами европейского производства. С помощью некоторых можно узнать даже такой параметр, как объем вовлеченного в бетон воздуха, его водонепроницаемость или напряжение арматуры. Естественно, что в стенах испытательной лаборатории работают специалисты высочайшего класса. Кстати, по словам Шухрада Шардинова, некоторые из них специально взращены на производстве и выучены по его программе.
Уже не только для журналистов, но более для коллег, приехавших с целью перенять опыт, директор АЗМК рассказал:
– Производство балок на нашем новом технологическом стенде является достаточно гибким по номенклатуре. За короткий период можно осуществить переналадку оборудования под производство балок с изменением длины и высоты изделия. Это позволит проектировать и строить мостовые сооружения в сжатых условиях городов, на пересеченной местности и косых участках дорог. Новая серия балок ТБН является унифицированной под современную технологическую линию, что дает возможность на одной линии производить балки в зависимости от потребностей заказчика. Еще и еще раз подчеркну, что к главному преимуществу данной технологии относится уменьшение себестоимости балки ТБН. Внедрение инновационной балки позволит сэкономить не только на производстве конструкции, но и на строительстве пролетных строений мостов и путепроводов, на строительно-монтажных работах, на транспортных составляющих, работах грузоподъемных механизмов. В период кризиса это даст ощутимый эффект и высвободит дополнительные средства для строительства новых объектов в рамках программы «Нұрлы жол».
Журналисты же, покидая огромную – в 17 гектаров – территорию завода, вынесли для себя главное: уникальность новой разработки заключается в изготовлении и внедрении балки ТБН в проекты пролетных строений для разных габаритов мостов, а суть инновации заключается в том, что АЗМК предлагает через новые технологии удешевить строительство пролетных строений мостов, путепроводов и других сооружений. А это, как уже отмечалось, приведет в итоге к экономии бюджетных средств до 30 процентов.
Заинтересовала нас и история завода. Журналистам «Вечерки» о ней рассказал представитель старшего поколения Шардиновых, много лет руководивший этим предприятием в качестве директора, а ныне пребывающий в должности председателя совета директоров Ахметжан Бакримович Шардинов. По сути, это он в период становления казахстанского суверенитета своим умом и талантом сумел не только сохранить АЗМК, но и вывести его в ряд лучших предприятий на просторах СНГ. А теперь уже в мировом масштабе можно говорить, что в нашем отечестве есть примеры для подражания в большом производственном бизнесе.
А начинался завод в 1963 году.
– Уже тогда прийти сюда на работу запросто мог не каждый, – говорит Ахметжан Бакримович. – Мосты – сооружения стратегические, изготавливать их доверено только людям надежным, и прежде всего с точки зрения психики. А потому у нас всегда кандидат на рабочее место проходит собеседование с психологами. Зато многие из тех, кто стал здесь работать в те далекие годы, впоследствии детей и внуков привели на АЗМК. У нас 44 рабочие династии!
Шардинов-старший, как председатель совета директоров АЗМК, скромно умалчивает о том, что именно он, будучи директором предприятия в период с 1990 по 2012 год, создал в коллективе обстановку производственной сплоченности, единомыслия, доверия и взаимопомощи, то, что сейчас называют социальной защищенностью и соцпакетом благ. Недаром старожилы называют своего шефа человеком с железобетонным характером и доброй душой.
И это еще одна уникальная особенность этого предприятия, выразить которую можно народной мудростью «от добра добра не ищут».
Не только новой технологией изготовления пролетных балок отчитались перед коллегами азээмковцы. В настоящее время на заводе внедрены такие инновации, как линия по производству водопропускных труб (пр-во Дания); автоматические линии по изготовлению арматурных плоских и пространственных каркасов (пр-во Германия); автоматическая линия по производству мелкоштучных изделий (пр-во Турция). Кстати, именно на турецкие пляжи ездят загорать работники завода за счет предприятия.
И об этом в ходе научно-практической конференции говорили представители Комитета автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию РК, Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства национальной экономики РК, АО «НК «КазАвтоЖол», РГП «Госэкспертиза», КаздорНИИ, проектных институтов, КазАДИ, ВКО университета, АЗМК и их зарубежные коллеги. Кроме того, они обсудили перспективы указанной технологии и ее практическое освоение в рамках Программы развития транспортной инфраструктуры РК до 2020 года, затронули вопрос о ремонте и защите мостовых сооружений.
– Что ж, у нас секретов от друзей нет – давайте сотрудничать на общее благо наших народов! – заявил участникам конференции Шухрад Шардинов.
В свою очередь вместе со словами благодарности за информацию и теплый прием гости дали свою оценку увиденному.
Алексей Краснов, заместитель главного инженера «Белгипродор», Беларусь:
– Интересная инновация. У нее большие возможности. Такое называют технологиями XXI века. Молодцы коллеги. У нас тоже есть свои наработки, но такого пока что нет.
Вячеслав Ли, главный инженер ТОО «ПИИ «Каздорпроект», Астана:
– Новая единая технологическая линия по производству пролетных балок – это, безусловно, инновация мирового масштаба. То, что можно с гордостью назвать «лучшее казахстанское». Как большому бизнесу эта инновация дает несомненное конкурентное преимущество среди игроков этого рынка.
Однако добавим, что из ничего инновации не получаются. Кто-то, раскрутив производство, качает максимум прибыли. Что ж, хозяин, как говорится, барин. А на АЗМК для обеспечения дальнейшей индустриализации и экономического роста производства руководители предприятия ежегодно инвестируют собственные средства в модернизацию технологического инновационного оборудования. Только за последние пять лет инвестиции в производство составили 1 млрд 833 млн тенге. А за прошедшие четыре года производительность труда здесь выросла в четыре раза!
Вот так надо жить, работать и служить своему Отечеству!
Василий ШУПЕЙКИН