Начиналось всё с «Бомбы»

История успеха

5 002

История самого крупного производителя мороженого в Казахстане – компании «Шин-Лайн» – началась с небольшого бизнеса, начатого на родительские деньги. Теперь это название стало узнаваемым, международным, широко признанным в различных странах дальнего и ближнего зарубежья брендом.

5 001В ходе прошедшего в Алматы первого конгресса партнеров крупнейшей оптово-розничной сети Казахстана Magnum, по оценке экспертов, мороженое Bahroma было признано «Лучшей новинкой – 2019», а компания-производитель «Шин-Лайн» была награждена дипломом за «Вклад в развитие категории – 2019». Ее основатель Андрей Антонович Шин сегодня гость нашей традиционной рубрики «История успеха».
– Андрей Антонович, что побудило вас заняться конкретным делом, как пришла идея производить мороженое, где взяли средства на реализацию своего проекта?
– Я учился в физико-математическом классе, со мной учились ребята, которые в дальнейшем поступили в политехнический институт, и первый бизнес у них был – производство мороженого. Мы вместе проводили время студентами, а позже, как женился, необходимо было чем-либо заняться. В далеком 1995 году я решил начать собственное дело. Поскольку я видел на примере друзей, как налажено дело, и немного ориентировался в этой теме, решил самостоятельно освоить производство мороженого.
Открыл небольшой цех, который был вдвое меньше моего нынешнего кабинета. Именно тогда и пришла идея производить ныне широко известное мороженое «Бомба», сегодня всеми узнаваемое. Основная концепция «Бомбы» была в том, что, перекусив этим мороженым, студенты могли бы спокойно отсидеть две пары лекций, не думая о еде.
На первых порах стартовый капитал мне дал отец. При этом далеко не все близкие положительно отреагировали на вложение средств в производство мороженого, были сомнения. Первый год у меня не получилось, я снова отправился к отцу, второй год тоже не получилось, и, когда я пришел к нему за помощью в третий раз, он выделил мне деньги, но поставил условия: финансовые операции будет контролировать мама. Я согласился, и наши дела пошли с той поры в гору.
Сегодня «Шин-Лайн» является единственным в Казахстане производителем мороженого, который работает во всех регионах республики и представляет продукцию на площадках всех торговых сетей. В последние годы компания стабильно развивает экспорт казахстанского мороженого. Активно участвуя в отраслевом строительстве, входит в состав членов Молочного союза Казахстана и Союза мороженщиков России.
– С какими трудностями вы столкнулись в момент становления производства?
– Всегда много трудностей, когда начинаешь новое дело. Это и аренда цеха, холодного склада, и организация логистики, и поиск финансирования для развития. Но интерес к делу, которое выбрал, поиск решений все перекрывают. Производство мороженого – интересный бизнес. В 2002 году я приобрел участок в Алматы и занялся строительством завода на территории бывшей базы по ремонту машин, после закупа оборудования мы запустили новое производство спустя два года.
– Сколько человек трудится в компании?
– Открывая свое производство, я немало времени посвятил изучению разнообразной литературы, все сам попробовал на практике, однако вскоре понял, что этого недостаточно, и занялся поиском хорошего технолога. Тогда мы могли позволить себе пригласить только одного технолога, сейчас же в моей команде работают более 20 специалистов, которые имеют высшее образование в «молочном деле». Компании такого масштаба сегодня нужны не только технологи, у нас по всем регионам страны работают около трех тысяч сотрудников.
– В чем заключается секрет успеха вашего бизнеса?
– Любить свою работу, все время должно быть интересно, нужно работать с такими же, как и ты сам, кому хочется быть первым в своем деле, хочется изменить мир к лучшему, чтобы лучшее мороженое было доступно нашим потребителям.
– Что мешает и что помогает вести частный бизнес?
– Многогранный вопрос. Я считаю, что, кто хочет работать, тот найдет пути решения. Если говорить, что помогает и что у нас хорошо получается, это экспорт. Государство сейчас очень хорошо помогает экспортерам. Стало гораздо легче оформлять все необходимые документы, тем более Казахстан входит Таможенный союз. Из шести стран союза мы только в Армению еще не зашли, но, думаю, в следующем году наладим экспорт и в эту республику. В Беларуси, Киргизии, России и Таджикистане мы себя чувствуем прекрасно. Неплохо в Монголии у нас пошли дела, так же как и в Китае, Азербайджане и Узбекистане.
Мы производим 150 наименований мороженого, включая ледяные десерты. В линейке каждого бренда выводим в свет новые вкусы и форматы. Останавливаться в бизнесе нельзя – затопчут, конкуренция съест. У нас специфика такая, что каждый год нужно чем-то потребителей удивлять и радовать новой продукцией, нельзя нам делать передышку. Надо смотреть на год, два, пять лет вперед.
– В прошлом году вы удивили любителей мороженого «Бахромой»…
– Да, а в этом году мы расширили ассортимент «Бахромы». Согласно рейтингу одного из самых известных и авторитетных в мире экономических изданий Forbes Russia мороженое «Бахрома» получило серебро среди лучших новинок 2018 года. Мы это считаем большим признанием. Так же и в Казахстане, когда подводили итоги среди партнеров крупнейшей оптово-розничной сети Казахстана Magnum, мы были выбраны лучшими.
– А как появилась идея производства мороженого «Бахрома», сами разработали рецептуру и технологию или взяли за основу чью-то продукцию?
– Для этой цели мы привлекли исследовательскую московскую компанию, провели исследования в течение года в Москве, Новосибирске, Алматы и еще изучили опыт стран СНГ. Далее подключили вторую компанию, которая свои исследования проводила еще два с половиной года. По завершении мы всю информацию проанализировали, и технологи предложили потребителям совершенно новый вид мороженого.
«Бахрома» – это инновационное мороженое для искушенных гурманов, которое гармонично сочетает в себе разнообразие вкусов. При его производстве используется новейшая современная технология и знакомые всем на Востоке ингредиенты – курага, финик, чернослив, грецкие орехи и другие. В этом году в серии «Бахрома» появились слоеный fondant «Трюфель – красный апельсин» и слоеный fondant «Фисташка – финик». Главное отличие этих премиальных новинок в том, что нежнейшее сливочное мороженое покрыто инновационным по технологии производства горячим шоколадом. Стоит отметить, что мороженое «Бахрома» является самым продаваемым как в Казахстане, так и на зарубежных рынках и по праву может считаться визитной карточкой страны.
– Каким оборудованием обеспечено ваше производство?
– В 2017 году мы запустили новую линию в сотрудничестве с датской компанией Gram Equipment. Ее производительность составляет 36 000 порций в час, или более 70 тонн мороженого в сутки. По этому показателю она превосходит все производства мороженого не только в СНГ, но и в Восточной Европе, а также по всей Азии. Эта линия позволяет нам реализовывать новые идеи и создавать мороженое по вкусам и технологиям, аналогов которым еще нет ни в Казахстане, ни во всей Центральной Азии. Производство казахстанского мороженого теперь соответствует самым высоким стандартам качества в мире.
Производство растет, мы производим не только мороженое, но и молоко, масло, полуфабрикаты из теста, сами производим вафельные стаканчики и рожки. Введены в строй новые склады для хранения продукции со сложным хладооборудованием, новый административный офис, заводские мощности также планируем расширить. Помимо этого, растет автопарк машин с фургонами-холодильниками, развиваются дистрибьюторские сети.
– С какими трудностями вы сталкиваетесь при производстве и как их решаете?
– Производство мороженого – творческий процесс, где необходимо постоянно искать что-то новое в сырье, форме, упаковке, подаче. Ведь для создания новинок работает большая команда над сочетанием ингредиентов, чтобы придумать новый вкус мороженого. И этот процесс далеко не быстрый, так как каждый вариант проходит множество тестов, после чего рецептура еще дорабатывается.
Сегодня уже мало просто производить мороженое, надо соответствовать требованиям рынка ТС и ЕАЭС, если хочешь быть экспортером. Мы представлены в восьми странах, есть планы по расширению экспортных границ – ведем переговоры с Украиной и Арменией.
Хорошее мороженое видно по упаковке: текст с информацией о составе сырья и условиях хранения продукции качественно напечатан, картинки яркие. Мы сегодня все учитываем, поэтому нас и выбирают потребители в Казахстане и других странах. Мы занимаем 35% рынка мороженого в Казахстане. Потребление мороженого на одного человека в Казахстане 2,5 кг, в России – 2,8 кг, в Южной Корее – 6 кг, в странах Центральной и Западной Европы – 8–12 кг, в США потребляют до 35 кг. Считается, что чем лучше живут люди в стране, тем больше они употребляют мороженого. Таким образом, перспективы большие.
– Что для вас значит «сделано в Казахстане»?
– Нам помогает государство, и была привлечена компания McKinsey для развития своих брендов. Мы очень долго метались, спрашивали у специалистов, что нам делать – прятать, что это сделано в Казахстане, или наоборот? Потому что мы на экспорт в основном ориентированы. Они нам посоветовали прятать. Но мы пришли к выводу, что надо, наоборот, раскрывать качество и место производства нашей продукции. Мы представляем Казахстан за рубежом своим высококачественным лакомством и гордимся этим.
– На следующий год будут новинки?
– Об этом расскажем в следующем году, и при этом будет что-то интересное, не связанное с мороженым. Два года исследований прошло, и мы уже готовимся к третьей линейке бренда по другим исследованиям и будем радовать потребителей новинками.
Мои пожелания: чтобы населения у нас было больше и мы лучше жили. Так что для нас все просто: чем лучше живут люди, тем больше они потребляют нашей продукции.
Юлия НИКОЛАЕВА
Фото автора