Новые технологии в ЖКХ

Центр развития города Алматы представляет свою точку зрения о перспективах управления жилищно-коммунальным хозяйством с помощью новых технологий


Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) – в любой стране одна из крупнейших отраслей экономики. В Казахстане ЖКХ занимает порядка 18% от ВВП страны. Но самая важная роль ЖКХ в государстве – это социальная, положение дел в этой отрасли напрямую влияет на самочувствие населения страны. То, насколько качественно и бесперебойно жители будут обеспечены коммунальными услугами, необходимыми для жизни и деятельности гражданина, насколько большее количество граждан будут обеспечены жильем и насколько качественно управляющие компании или КСК будут выполнять свои должностные обязанности, обеспечивая комфортное проживание жителей в своих домах, будет определять общее настроение людей и их отношение к стране и власти.
С одной стороны, государство сегодня многое делает для обеспечения населения доступным жильем, разработано и реализовано большое количество программ и дорожных карт, Глава государства в каждом своем Послании всегда уделяет большое внимание необходимости обеспечения населения собственным или арендным жильем. Местные исполнительные органы ежегодно выделяют огромные бюджетные средства на ремонт и модернизацию коммунальной инфраструктуры. Поставщики коммунальных услуг внедряют электронные системы для подсчета потерь ресурсов и выявления особо загруженных участков своего хозяйства. Но при всем комплексе выполняемых работ положение дел в жилищно-коммунальном хозяйстве объективно требует дальнейшей модернизации.
Из всех перечисленных организаций особую роль играют органы обслуживания многоквартирных жилых домов как наиболее близкие к конечному потребителю. Именно в их компетенцию входит обеспечение комфортного проживания человека в своем доме и на прилегающей к нему территории. Но, как показывает практика, как раз именно работа этих органов вызывает недовольство жителей больше всего. Эти жалобы и недовольство дошли и до Президента, что он и огласил в своем сентябрьском выступлении на открытии сессии Парламента РК. Акцент Главой государства был сделан на обеспечении прозрачности взаимоотношений между обслуживающими компаниями и собственниками жилья, на контроле за расходованием средств жителей. По итогам было дано поручение до конца года представить новый законопроект о жилищных отношениях.
В эпоху цифровизации один из эффективных путей обеспечения прозрачности и улучшения качества услуг управления жилищным фондом – это специализированные информационные системы КСК. Главным преимуществом таких систем является возможность выстроить понятные и прозрачные взаимоотношения между жителями и органом обслуживания. Например, каждый житель может оставить заявку по беспокоящему его вопросу в свой орган управления, после чего отслеживать, на каком этапе исполнения находится оставленная им заявка в любое время и из любой точки мира. Также можно ознакомиться с деятельностью своего органа обслуживания, просмотреть финансовый, фото- и видеоотчет, при необходимости открыть и провести голосование среди жителей, просмотреть электронную счет-квитанцию, получить оперативно уведомление об отключении воды или начале отопительного сезона и многое другое. Для органов обслуживания это большая возможность улучшить и систематизировать свою работу за счет автоматизации своих рабочих процессов, показать открытость и прозрачность своей деятельности, тем самым получить положительные отзывы от своих жителей.
На сегодня акиматом города Алматы совместно с АО «Центр развития города Алматы» были поддержаны две частные компании-разработчики ТОО «E-Home» с порталом www.e-home.kz и ТОО «Cloudmaker»с порталом www.topksk.kz, которые охватили более 237 управляющих организаций с обслуживанием более 2100 жилых домов. Но для более эффективной работы необходима вовлеченность всех жителей нашего города, их активное участие в улучшении как самих порталов, так и работы органов управления.
Каждый житель Алматы по любым вопросам деятельности порталов и подключения КСК к электронной системе может обратиться по телефонам или email-адресам: портал www.e-home.kz (+7 (727) 972-68-78, +7-708-972-68-78, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.), портал www.topksk.kz (+7 (727) 357-27-73, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).
А у вас есть свое мнение?
Мы внимательно отслеживаем ситуацию и анализируем мнения вокруг создания новой структуры нашего общежития. И вот какие выводы на сегодня озвучивают читатели «Вечерки».
– Безусловно, все изложенные Центром развития Алматы идеи и нововведения позитивно скажутся в сфере ЖКХ. Но при одном условии: если механизмы Закона «О жилищных отношениях» будут действительно работать, а не существовать только на бумаге.
Материалы подготовили


Василий ШУПЕЙКИН
и Ирина ВАСИЛЬЕВА