367.27  418.69 5.6

Ориентируясь на знание и качество

Целеустремленность и вера в успех помогли руководителю сервисного центра по ремонту компьютерной техники и смартфонов RSS Ришату Кужахметову (на снимке на переднем плане) стать успешным руководителем собственного бизнеса. Сегодня в его компанию обращаются клиенты не только из нашего города, но и со всего Казахстана, а также близлежащих государств СНГ


– Ришат Шамильевич, откуда возникла идея начать именно этот бизнес? Насколько мне известно, изначально вы ориентировались на военную карьеру, выполняли интернациональный долг в Афганистане.
– Все верно. Я попал в армию сразу после окончания школы. Порядка двух с половиной лет служил рядовым в специальном подразделении до времени его вывода из Афганистана. Когда в 1989 году вернулся в мирную жизнь, то оказался в совершенно другой стране. Советский Союз прекратил свое существование, началось кооперативное движение. Вначале было достаточно сложно все это принять. Шел развал экономики, предприятия, которые были лидерами своих отраслей, закрывались. Так как я служил в специальных войсках, нашей психологической подготовке уделялось большое внимание. Это позволило мне и моим товарищам-однополчанам адаптироваться в современных реалиях и потому перемены, которые произошли в нашем обществе, не стали для меня чем-то пугающим. Я понимал, что нужно выживать, кормить свою семью.
Пробовал себя в снабжении, работал в каких-то государственных структурах. Но они достаточно быстро закрывались, меняли формы собственности. В то время в Алматы было развито посредничество, многие торговали на биржах, занимались перепродажей. Я работал в крупной строительной компании. Когда она распалась, пришел в компанию по ремонту автомобилей. Туда я привлекал клиентов – практически все крупные офисы, которые находились в Алматы. Мы участвовали в тендерах и достаточно успешно существовали. К своему нынешнему бизнесу пришел в 2013 году, когда в один прекрасный день мне моя деятельность стала просто не интересна. Решил, что уже способен возглавить собственное дело. К этому подтолкнул и родственник, который жил в Москве. Он-то и предложил заняться ремонтом компьютеров и другой офисной техники.
Сам он и по сей день возглавляет головной офис сети фирменных сервисных центров RSS. Мне предложили купить франшизу и развить в Казахстане собственный центр, что я и сделал. К тому же благодаря Таможенному союзу и объединению рынка товаров и услуг многие барьеры для бизнеса перестали существовать, нам было просто наладить взаимодействие с нашим головным предприятием в Москве. Нашей задачей изначально был ремонт компьютерной техники в рамках гарантийного обслуживания от глобальных производителей HP, Lеnovo, Acer и других известных фирм. Так мы стали одним из звеньев, которые способствуют продажам и оказывают поддержку пользователей офисной техники, продаваемой на территории Казахстана и других стран СНГ.
– Как вы не побоялись начать такое, достаточно новое для себя дело?
– Конечно, риск был. В 2013 году мы были никому не известны. Весь бизнес я начинал один, у меня в подчинении было три-пять человек. Я нашел в Алматы помещение, где сделал ремонт. Поначалу обеспечивали прием и ремонт техники силами двух инженеров и одного инженера-приемщика. Самым первым нашим крупным клиентом стал магазин «Технодом», который привез для ремонта различное оборудование – ноутбуки, принтеры, мониторы. Работали и с тем, что приносили частные клиенты.
– А как обстояло дело с конкуренцией?
– У нас было достаточно много крупных и мелких конкурентов, занимающихся сервисной поддержкой, однако спустя некоторое время многие сервисные центры либо сократили объемы, либо вообще ушли с этого рынка. Благодаря ответственному подходу в работе получилось так, что многие клиенты предпочли именно наш сервисный центр. При этом мы не вели каких-то интриг, не поливали никого грязью, а просто работали более быстро, эффективно и, как говорится, клиентоориентированно.
Клиенты также узнают о нас посредством интернет-порталов производителей. Они размещают на своих сайтах информацию о нас, кроме того, контакты и адреса наших центров указывают в гарантийных талонах. Мало того, все крупные магазины техники Алматы прекрасно знают о нас и отправляют в RSS покупателей в случае поломки их товара.
Я изначально рассчитывал на свои личные накопления. Какое-то оборудование поставила Москва. С первоначальными кредитами главного офиса мы уже рассчитались.
В 2015 году наше предприятие получило статус фабрики по бренду Sony Xperia.
К нам часто приходят с предложением оказать техническую поддержку мало известных брендов. Их изготавливают в Китае или Дубае, и, как правило, гарантийная поддержка таких брендов либо отсутствует вообще, либо осуществляется заменой устройств. Безусловно, с точки зрения сервиса нам не очень интересно заниматься таким видом обслуживания, ориентируясь на ремонт с заменой запасных частей, разборкой и сборкой устройств. Потому советуем нашим гражданам не приобретать подобную продукцию, потому что постпродажная поддержка практически отсутствует.
Когда мы только начинали работать, полностью быть уверенным в успехе я, конечно, не мог. Определенный риск, конечно, был. Главное, добросовестно делать свое дело, не зариться на какие-то суперпроекты и не ориентироваться на какие-то суперприбыли.
– К вам обращаются только жители Алматы?
– Не только. Приезжает очень много клиентов из разных регионов нашей страны, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана. Кто-то привозит моноблоки, кто-то – мониторы, кто-то – смартфоны. К нам обращалась компания, которая для обеспечения космической связи использовала мониторы большой диагонали. Когда с ними возникли проблемы, то оказалось, что во всем Центрально-Азиатском регионе никто кроме нашего СЦ не авторизован ремонтировать эти мониторы.
На данный момент 50 компаний доверили нам право ремонтировать их технику по гарантии. Заключаем с ними контракты, по которым получаем денежные средства. В месяц у нас в Алматы порядка полутора тысяч обращений. Приходят обычные граждане, представители магазинов, не имеющих собственных сервисных центров и которые практикуют какие-то дополнительные гарантии сверх тех, что закладывают производители. Масса людей обращается не по гарантийным талонам, просто желая улучшить технические возможности своих устройств. Эти услуги мы оказываем уже на платной основе.
– Какие проблемы у вас возникали и как удавалось их решать?
– Первые два года я буквально выбегал на каждый скрип двери в наш сервисный центр. Радовался каждому клиенту. Сталкивались и с массой технических сложностей, с тем же «Казахтелекомом». Почти два года работали, как говориться, на медной проволоке. Пришлось долго убеждать, чтобы нам провели оптоволокно, что позволило более эффективно вести обмен информацией. Проблемы возникают и сейчас. Бывает, что нет запчастей на рынке Казахстана. Часто клиент говорит: ну сделайте хоть что-нибудь, жалко выбрасывать аппарат! Мы даже шли на то, чтобы отправлять материнскую плату в Москву, причем за свой счет. Когда начинали наш бизнес в сфере сервисного рынка, менялись условия, требования как со стороны производителей, так и со стороны торгующих организаций и конечных клиентов. Были внесены существенные изменения в закон о защите прав потребителей, так что пришлось тоже им полностью соответствовать.
Сейчас проблема в том, что выросла цена за аренду помещения. Купить же собственное сегодня достаточно проблематично из-за трудностей с заемными средствами. Предлагаемые в Казахстане кредитные решения, на мой взгляд, совершенно неприемлемы для малого и среднего бизнеса, занятого в сфере производства и услуг. Оборотных средств у нас для этого достаточно, а первоначального взноса нет. Кредитование рассчитано в основном на коммерсантов, которые могут за достаточно короткое время обернуть эти деньги с большой маржой.
– Как вы подбираете кадры?
– Вот с этим достаточно сложно. Бывает, что мы берем к себе на работу выпускников колледжей, вузов. Есть среди них толковые и способные ребята. Но зачастую они уходят в другую, более прибыльную и менее трудозатратную сферу. Чтобы работать в сфере сервиса, нужно иметь определенную психологию. Здесь возникает достаточно много стрессовых ситуаций, ведь приходится иметь дело с различными клиентами. Поэтому требуется определенная выдержка и умение переориентироваться на условия игры тех же производителей. Когда к нам приходят на работу какие-то потенциальные кандидаты, недельку за ними наблюдаем. С теми, кто любит попить кофе у монитора или зависать в соцсетях, нам не по пути. Процентов 70 кандидатов отсеивается на первой-второй неделе. В итоге остается небольшой процент, которые у нас и работают. Но зато все они, как говорится, на вес золота. Это наш старший инженер Владимр Кирдячкин, который трудится с самого первого дня основания нашей компании. Или мастер – золотые руки Виталий Скорняков. Это пример того, как человек, который не имел какой-то базовой специальности, так освоил принтерную технику, что может чинить ее с закрытыми глазами. Мы принимаем всех вне возрастного ценза. Например, мне 50 лет, и я думаю, что в этом возрасте человек может вполне вести активную деятельность, заниматься самообразованием.
Мне доставляет удовольствие видеть, как после ремонта клиент частенько не узнает свой сданный нам на обслуживание изрядно заляпанный ноутбук. Дело в том, что мы стараемся соответствовать европейским стандартам: в обязанность инженера СЦ входит чистка устройства после проведения ремонта специальными средствами и запаковка в стретч-пленку. Так что после ремонта он выглядит как новенький.
Заработная плата наших сотрудников – от 70 до 200 тысяч тенге в зависимости от квалификации. Причем каких-то требований по специальному образованию в компании нет.
– Какие перспективы видите для своего развития?
– Мы уже завоевали потребительский сегмент. Но в IT-отрасли у компаний есть свой банк техники. В этом направлении мы видим свое развитие. Сейчас ведем переговоры с одним производителем, который будет продавать свою технику с пакетами решений, включающими в себя сервисную поддержку. В этом случае мы будем выступать как сервис-партнеры.
– Вы считаете себя успешным предприятием?
– Наверное, да. Ведь уже спустя полгода после открытия первого сервисного центра в Алматы мы открыли филиал в Астане, еще через полгода – в Уральске. Сейчас уже восемь наших собственных филиалов в Казахстане, наш алматинский филиал уже насчитывает 20 человек штатных сотрудников. Нам доверяют и магазины, и частные лица, голосуя в нашу пользу сдачей в ремонт своей техники.
Благодаря действию Евразийского союза у нас нет административных барьеров в работе с Россией и Белоруссией, где и представлена компания. Значительно упрощает деятельность и то, что большая часть бумажных документов перенесена на электронные версии и мой бухгалтер проводит все отчеты в режиме онлайн.
В успехе играют роль и личностные качества. Мне изначально хотелось себе доказать, что я смогу поднять этот бизнес, обеспечить своих работников ежемесячной заработной платой и достойными условиями для деятельности. И думаю, что мне это удалось.


Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ
Фото Веры ОСТАНКОВОЙ