От винта

Это было нечто, напоминающее второй Турксиб, только теперь специалисты, приехавшие к нам из городов, где активно развивалась авиация, думали над тем, как связать Алма-Ату с Москвой по воздуху.


В 1935 году в нашем городе стал функционировать аэропорт. Через год был запущен рейс Алма-Ата – Москва.
Вот что писали в одной из газет 8 июля 1936 года:


«Завтра утром в Москву вылетает самолет П-5. Этим полетом открывается воздушная линия «Алма-Ата – Москва». Путь от Алма-Аты до Москвы занимает два дня. Трасса новой линии (3600 километров) лежит через Караганду, Кустанай и Казань. Путь от Алма-Аты до Караганды самолеты будут проходить без остановки».
Также организовывались рейсы, связывающие Алма-Ату с крупными городами республики, с глубинкой. Как и сегодня, работа воздушной гавани не прекращалась даже в сложных погодных условиях.
Наша газета, называвшаяся в тот период «Социалистическая Алма-Ата», писала в канун 1937 года:
«Совнарком республики предложил Южно-Казахстанскому управлению Граждвоздухфлота обеспечить регулярное движение самолетов по линиям, связывающим Алма-Ата (тогда название города не склонялось. – Ред.), помимо Балхаша и Караганды с Джаркентом, Кустанаем, Баканасом, а также по линиям Восточного Казахстана: Семипалатинск – Каркаралинск, Караганда – Кувск, Семипалатинск – Зайсан, Семипалатинск – Иртыш и другие».
Это было время отважных летчиков – Валерия Чкалова, Георгия Байдукова, Александра Белякова и других авиаторов, совершавших длительные беспосадочные полеты.
В тот период на экраны страны вышел художественный фильм Юлия Райзмана «Летчики».
По сюжету картины пилот-лихач Сергей Беляев и подражающая ему курсант летной школы Галя Быстрова под руководством начальника Рогачева становятся опытными летчиками.
Вняв мудрым советам инструктора, они с успехом заканчивают учебу и получают назначение в разные концы СССР.
Молодежь рвалась покорять небо.
В канун 1947 года наша газета напечатала объявление Алма-Атинского аэроклуба о начале набора на курс подготовки пилотов, планеристов и парашютистов.
Условия были такими: возраст от 17 до 25 лет, образование для планеристов и пилотов – не ниже семи классов. Срок подготовки пилотов длился один год, планеристов – пять месяцев, парашютистов – две недели.
В 1936 году в аэропорту был построен пассажирский терминал, в 1957 году здание перестроили по проекту архитектора Адамбека Капанова, оно приобрело оригинальный стиль с восточным акцентом. Этот терминал и сегодня является украшением воздушной гавани нашего города, он обслуживает пассажиров бизнес-класса.
Постепенно аэропорт стал одним из крупнейших инфраструктурных объектов республики и всего бывшего Советского Союза. В послевоенное время на рейсах Алма-Ата – Москва проходили обкатку дальнемагистральные самолеты, созданные в главных КБ СССР, – Ил-62, Ил-86, сверхзвуковой лайнер Ту-144.
Сегодня Международный аэропорт Алматы – один из крупнейших воздушных хабов региона.
Взлетно-посадочная полоса длиной 4,5 километра и шириной 60 метров способна принимать все типы воздушных судов без ограничения как по максимальной взлетной массе, так и по интенсивности полетов.
С 24 по 30 ноября 2011 года эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и Комитета гражданской авиации Минтранскома РК сертифицировали аэродром на соответствие метеоминимуму по категории IIIB ICAO. Это поставило нашу воздушную гавань в один ряд с лучшими аэропортами мира по техническому оснащению.
Юрий КАШТЕЛЮК
Материал подготовлен совместно с Национальной библиотекой Республики Казахстан