Профи за рулём

В минувшие выходные подведены итоги ежегодного конкурса «Лучший водитель автобуса – 2019»

5 001

Состязания лучших представителей от каждого из 10 автопарков прошли на территории коммунального автобусного парка № 2. По словам организаторов мероприятия, главными целями конкурса являются совершенствование профессионального мастерства водителей автобусов, выявление и поощрение лучших из них, а также популяризация и пропаганда профессии водителя общественного транспорта среди молодежи.
Основными задачами конкурса стали: обеспечение безопасности перевозок пассажиров на общественном транспорте; повышение водительского мастерства и совершенствование навыка вождения автобуса в экстремальных ситуациях, а также снижение аварийности и количества ДТП, совершаемых водителями автобусов; повышение безопасности дорожного движения; увеличение притока новых квалифицированных водительских кадров; повышение имиджа профессии «водитель автобуса».
До начала мероприятия депутат городского маслихата, инициатор проведения конкурса Роза Бадаева рассказала, какие этапы должны пройти водители, чтобы выявить среди них лучшего.

Из точки А в точку В

5 003

– Конкурс состоит из четырех этапов, – объяснила Роза Бадаева. – Во-первых, это проверка знаний ПДД, потому что водитель, который перевозит горожан, должен хорошо знать правила. Тогда наши алматинцы будут уверены, что их без происшествий довезут из точки А в точку В. Сегодня в мегаполисе более миллиона пассажиров ежедневно пользуются общественным транспортом. Более 1200 машин и 200 троллейбусов ежедневно выходят на линию, для того чтобы перевозить горожан.
На втором этапе идет проверка психо-, стрессоустойчивости. Потому что, если водитель может управлять своими эмоциями, он сможет грамотно выйти из любой дорожной ситуации. В-третьих, проверяется умение грамотно оказать минимальную доврачебную помощь до приезда скорой помощи. И, в-четвертых, испытанию подвергается мастерство водителя технически правильно управлять транспортом. Поскольку от этого зависит, насколько комфортно он будет перевозить горожан.
В состязании на звание «лучший водитель» приняли участие претенденты на победу в возрасте от 30 до 40 лет. В течение месяца до начала состязаний они повторяли правила ПДД, обсуждали различные дорожные ситуации в Центре квалификации специалистов транспорта. Центр – это большое подспорье для водителей, говорит Роза Бадаева. По ее словам, если независимо от стажа водитель раз в шесть месяцев будет проходить обязательное обучение, то в разы сократится возможность совершения им ДТП.
В ходе конкурсных мероприятий первоначальный этап – тестирование знаний ПДД – прошел не так гладко для многих водителей. То ли из-за волнения, то ли из-за сложности вопросов и недостатка времени они выбирали неверные варианты, и профессиональное жюри безжалостно начисляло 0 баллов за их ответы.
Более слаженную работу ребята стали показывать на проверке практических навыков оказания доврачебной помощи. Здесь судейская коллегия также учитывала время, качество и правильность выполнения задания, начисляя баллы за лучшее исполнение.
Проверка профессиональных навыков на выход из конфликтных ситуаций осуществлялась с помощью практических заданий для каждого участника. Имитация салона автобуса и кресла водителя давала возможность участникам найти верный выход из сложившейся конфликтной ситуации.
Несомненно, самым зрелищным моментом состязаний стали соревнования по скоростному маневрированию. Безусловно, городской автобус отличается от других транспортных средств прежде всего своими большими габаритами. Но тем не менее безопасное управление таким транспортом зависит от точных, правильных, налаженных и быстрых действий водителя. Движение в сложных городских условиях в часы пик, правильная постановка автобуса на остановочных пунктах, умение оказать помощь при посадке и высадке маломобильных пассажиров, маневрирование в стесненных условиях города – это и есть мастерство, считают специалисты.

5 002

Имидж профессии
После проверки технического состояния автобусов участников ознакомили с с маршрутом движения по трассе, порядком прохождения фигур и особенностями их выполнения.
Одновременно задания по маршруту с полосой препятствия выполняли три автобуса. Стартовав, водитель на остановке должен был посадить в автобус маломобильного пассажира на инвалидной коляске, проехав колею, высадить его на остановке. Затем после заезда в бокс пройти змейку и вернуться на финишную прямую.

5 004


В результате пройденных испытаний победителем стал Женис Бегжигитов из автобусного парка ТОО «Киікбай». Второе место занял Еркебулан Сметов из автобусного парка ТОО «Алматыэлектротранс». И третье призовое место взял Куттибек Мирзабаев из автобусного парка ТОО «Каскеленский автобусный парк».
Победители были награждены дипломами 1–3-й степени от Центра квалификации специалистов транспорта, а также ценными призами от ОЮЛ «Ассоциация предприятий пассажирских перевозок Алматы» (телевизор, микроволновая печь, утюг и другая бытовая техника).
Все эти испытания, по словам Розы Бадаевой, необходимы, для того чтобы повысить имидж профессии «водитель автобуса». Чтобы горожане с большим уважением относились к этой специальности, а молодые ребята выбирали профессию «водитель автобуса общественного транспорта».
О трудностях сотрудников автобусных парков рассказала и председатель Ассоциации предприятий пассажирских перевозок Алматы Дана Ахатова.
– Обычно мы всегда ругаем водителей общественного транспорта, – говорит Дана Ахатова. – Но стоит помнить, что они такие же горожане и выполняют свою тяжелую работу. Водитель общественного транспорта просыпается в 5 утра, а заезжает в парк с линии в 22:00–23:00 и работает он в тяжелейших условиях городских дорог с постоянными заторами и всевозможными ситуациями. Поэтому проведение подобного конкурса раз в год – это своеобразный показатель признания заслуг водителей общественного транспорта.
Также она напомнила, что в мегаполисе функционируют 14 автобусных парков, в которых работает более 2800 водителей.

Планы на будущее
При этом Роза Бадаева отметила, что все еще встречаются проблемы в обслуживании пассажиров. Поэтому необходимо уделять особое внимание вежливости водителя, внешнему виду, психо-, стрессоустойчивости и знаниям правил ПДД.
По информации заместителя руководителя Управления городской мобильности Каната Байгонырова, в Алматы успешно реализуется транспортная реформа. Ведется обновление подвижного состава. В текущем году планируется закупить более 500 новых автобусов. Из них 172 уже выехали на маршруты и еще 416 будут закуплены до конца года.
– Обновление подвижного состава уже достигло 80 процентов, но планируем довести его до стопроцентных показателей, – сказал Канат Байгоныров. – В планах также развитие пригородных перевозок. В этом направлении сегодня имеется 61 маршрут и 596 автобусов. Износ техники составляет более 98 процентов, отсутствует сервис, а оплата идет наличными. Эти факторы вызывают много нареканий со стороны жителей и гостей мегаполиса. Поэтому мы планируем запустить комфортабельные автобусы на пригородные перевозки.
Конечно, пока еще существуют нарекания по работе водителей городского общественного транспорта. В этом направлении также проводится большая работа. Так, заработная плата водителей была увеличена до 200 тысяч тенге. Кроме того, сформирован единый реестр и черный список, попав в который, водитель никогда не сможет устроиться на работу в мегаполисе. Поэтому они стараются не попадать в черный список, а, напротив, проходить обучение для повышения квалификации. В качестве показателя проводимой работы можно назвать благодарственные письма, которые мы стали получать от горожан.
В то же время, по словам заместителя руководителя управления, в числе первоочередных задач сегодня находится оптимизация маршрутной сети мегаполиса. Оптимизацию сети из 118 маршрутов планируется завершить в мае 2020 года.
За выступлением своих сотрудников внимательно следило руководство автобусных парков. Генеральный директор ТОО «Алматы­электро­транс» Гани Тажиев рассказал о важности и необходимости таких мероприятий, как конкурс водителей, поскольку общественный транспорт является основой всестороннего развития Алматы.
– Для нас очень важна квалификация водителя, – сказал Гани Тажев. – В это понятие входит очень много критериев. Кроме того, что водитель должен соблюдать ПДД, ему необходимо быть выдержанным, дисциплинированным и вежливым с пассажирами.
Заместители директоров автобусного парка «Думан Транс» Жазира Енсебаева и автобусного парка ТОО «Олжас LTD» Асхат Базарбаев также отметили конкурс как стимул для дальнейшего профессионального роста водителей.
Ирина ТУЛИНОВА