Роман в штрихах

В ГМИ имени А. Кастеева открылась выставка российско-итальянского художника Рустама Сардалова «Контуры будущего»


Мама художника Раиса Сардалова, ведя за ручку сына в грозненский детский сад, мечтала, что Рустам пойдет по ее стопам, посвятит себя юриспруденции. Но он стал не юристом, а сюрреалистом.
«В детском садике, в который ходил в Грозном Рустам, была заведующая – Людмила Ивановна. Она мне сказала: «Ваш сын будет художником». И показала мне его работы. Оказывается, она их собирала. Но тогда я не придала этому особого значения», – поделилась воспоминаниями Раиса Сардалова.
В десятилетнем возрасте он сделал копию картины Жана Этьена Лиотара «Шоколадница». Работа получилась весьма удачной.
«Тогда я поняла, что он это никогда не бросит. Это – его. Он любит рисовать ночью, всегда ночью рисует», – отметила мама живописца.
После окончания школы Рустам Сардалов поступил на художественно-графический факультет педагогического института в Грозном.
Известный специалист в живописи Валерий Разянов сказал о нем: «Графика Рустама Сардалова продолжает поиски художников прошедшего века, сочетая традиции с современностью... И в графических акварелях художника сразу чувствуется точность цвета, такая же негромкая и немногословная, как и он сам».
В начале своего творческого пути Сардалов писал пейзажи, использовал яркие краски, потом занялся графикой. Так, экспериментируя, он творчески вырос и стал художником с европейским мышлением.
Сегодня он живет в Италии. В своем творчестве живописец ищет ускользающие от взгляда образы, пытаясь нащупать тонкую грань между действительностью и мечтами.
Творческий почерк Сардалова напоминает живопись экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона, но в отличие от работ британского художника полотна россиянина полны ощущения скоротечности времени. Подчас присутствие героев в произведениях Сардалова настолько воздушно, что вызывает сомнение – изображено что-то действительно или это плод воображения смотрящего. Контуры исчезающих в дымке фигур провоцируют фантазию зрителя, побуждают к тому, чтобы достраивать недостающие фрагменты.
Необузданно фантастические сюжеты его работ заставляют вновь и вновь возвращаться к образам, отсылающим в мир иллюзии и подсознательного. Классическую живопись автор сочетает с новыми формами, воображение уносит его в сторону фантастики и психологизма.
Художника отличает особо страстная и экспрессивная манера штриха в графике, кажется, что ему не хватает времени запечатлеть на мгновение сложившийся в сознании сюжет. Поражают его наблюдательность, тонкость, умение передать эмоцию. Графика Рустама тщательно проработана.
Рустам не иллюстратор, работы которого можно найти, перелистывая страницы известного романа. Его произведения и есть роман. Реальность, освобожденная от банальности, обостренное восприятие мира через познание себя – вот, пожалуй, основы этого визуального языка и направления в искусстве.
Автор как никто ценит жизнь и верит в нее во всех ее проявлениях. И именно художник, так тонко чувствующий жизнь со всей ее дисгармонией, может так виртуозно раскрывать все стороны человеческого бытия.
Трактуя работы Рустама Сардалова, интересно отметить, что его творчество скорее схоже с бельгийским романтизмом, в частности ранним Босхом: его работы также полны символизма, он будто пишет роман о современном обществе, виртуозно используя метафоры и абстракции на листе бумаги, дабы добраться до сути.
Работы художника повествуют о том, что у будущего не может быть четких контуров и причин тому множество, но тем, кто хочет увидеть или почувствовать его, необходимо двигаться в ту сторону, где туман прошлого рассеивается.
«Рустам немногословен, он раскрывает свое душевное состояние через картины. Часто я могу узнать о чувствах сына только через его работы. Поэтому я всегда поддерживала и буду поддерживать стремление Рустама к развитию его художественного таланта», – сказала Раиса Сардалова.
Сам художник, рассуждая о своей творческой индивидуальности, отмечает, что вся его жизнь посвящена искусству. На своем сайте он пишет, что не любит злых и «темных» людей, отсутствие вкуса, пластмассу, лицемеров, оружие, тех, кто утверждает, что знает ВСЕ.
«Я люблю моих друзей и близких, свободу, мир, музыку, кино, людей, которые не осуждают, литературу», – подчеркивает художник.
Помимо России и республик постсоветского пространства работы Сардалова экспонируются в Бельгии, Италии, Франции и других европейских странах.
Выставка продлится до 2 сентября 2016 года.


Георгий ХИНИЧ