В ногу со временем

История успеха

Он постоянно в поиске новых идей и всегда открыт для сотрудничества. Генеральный директор компании Shoes Republic Даурен Раманкул уверен,  что казахстанская обувь может стать узнаваемым брендом во всем мире.

5 001 1

– Даурен, расскажите немного о себе. Почему решили заняться не самым простым бизнесом?
– Я родом из Кентау. Хотел заниматься наукой и после школы поступил на факультет ядерной физики КазНУ. После университета меня по состоянию здоровья не взяли на службу в армии. Чтобы отдать долг государству, я поехал преподавать физику школьникам Шымкента. Вскоре понял, что меня больше привлекает бизнес, поэтому параллельно обучался экономике в магистратуре университете им. Сулеймана Демиреля. После второго высшего образования в поисках работы приехал в Алматы. Здесь друзья познакомили меня с Айдыном Макаш. Очень активный бизнесмен оказался старше меня на 10 лет, но это не помешало нам сразу найти общий язык. Айдын подбирал для своего бизнеса сотрудника, чья работа заключалась бы в том, чтобы на заказ шить костюмы для бизнесменов, топ-менеджеров крупных банков и политиков. Шеф отправил меня в Европу, чтобы я там профессионально научился снимать мерки с клиентов, а затем шить костюмы. Наш бизнес шел просто отлично, пока в 2015 году в Казахстане не случилась девальвация и доллар не вырос со 180 до 360 тенге. Автоматически элитные костюмы стали стоить 800 тысяч тенге, в то время как раньше обходились в 350 тысяч тенге. Клиентов стало мало, и мы задумались над тем, как переориентировать наш бизнес на потребности широкого круга казахстанцев.
Так возникла идея производства обуви. Эта отрасль была слабо представлена в нашей стране и в то же время являлась довольно перспективной, несмотря на то что бизнес этот довольно сложный. Чтобы, скажем, производить пластмассовые игрушки, нужна только краска и гранулы, а для производства обуви требуется более чем 100 комплектующих, различных видов сырья. Поэтому обувной бизнес считается одним из самых сложных в мире. Сложно было и потому, что ни у меня, ни у Айдына никто в роду не занимался сапожным делом.
Когда мы начинали, в Казахстане были обувные компании и фабрики, работавшие только на тендерах. Но и они производили обувь для военных, рабочих. Мы же решили выпускать ее для широкого круга потребителей.
– Возникали ли сложности со специалистами и оборудованием?
– Начинали с одной швейной машинки и помещения в 20 квадратных метров, которое арендовали в микрорайоне Тастак. Мы долго искали технолога. Но в Казахстане, да и в России оказалось крайне мало хороших специалистов этого профиля, так что у нас большого выбора не было. Отчаявшись нанять отечественного профи, обратили внимание на иностранцев. В итоге в интернете нашли технолога из Пакистана с 25-летним опытом работы с обувью. Его работы нам понравились. Заключили договор, чтобы за шесть месяцев этот специалист наладил работу швейного цеха. Затем стали привлекать мастеров по пошиву обуви. Их тоже оказалось не очень много. Поэтому приглашали и тех, кто занимался производством мебели и сумок, с тем, чтобы потом их переобучить. Так, две швеи пришли к нам из компании Zeta. Потом также через интернет нашли поставщиков оборудования в России и отправились за ними с технологом в Санкт-Петербург. Время поджимало, и было решено приобрести уже растаможенное китайское оборудование там. Сделка прошла очень удачно, без проблем, никто, к счастью, нас не подставил и не обманул. Все привезли и начали работать.
Но не обошлось без досадных курьезов. Решив сэкономить, мы заказали остатки недорогой кожи у посредников от таких известных итальянских фабрик, как Prada и Gucci. Когда же прибыл контейнер такой кожи, то оказалось, что там очень маленькие лоскутки размером с чайную чашку. Что-то сшить из них оказалось нереально. Предлагали лоскуты бесплатно, в том числе мастерам, занимающимся ремонтом обуви. Но, увы, желающих не нашлось. Поэтому пришлось просто выбросить эту кожу. Мы извлекли из этой истории большой урок и впредь таких ошибок не совершали. Позже перезаказали из Италии другую, уже цельную кожу, из которой и начали шить хорошую обувь. Через три месяца после запуска производства начали рекламировать нашу обувь в соцсетях. В этот момент нас заметил предприниматель и известный блогер Бейбит Алибеков, который разместил информацию о нас у себя на сайте.
Интерес к нашей продукции возрос моментально. Первым покупателем наших ботинок был полицейский, которого ранил террорист во время нападения на РОВД рядом с Никольским рынком. Так случилось, что он проходил мимо нашего цеха и заинтересовался обувью Shoes Republic. Теперь он наш постоянный покупатель.
Потом был поток клиентов. Если первое время мы шили две-три пары туфель, то сейчас – больше 100 пар в день. Весной хотим увеличить производство до 200 пар в день.

5 002


– У вас так все легко складывалось: пригласили специалистов, поехали за оборудованием. Из вашего рассказа получается, что вы действовали интуитивно. Не боялись рисковать?
– Ничего интуитивного не было, мы, конечно, провели предварительный расчет, изучили информацию, за какую сумму оборудование импортируется, что можно купить у нас. Бизнес-план не составляли, ориентировались на советы нашего технолога, который пояснил, какие минимальные деньги потребуются на первом этапе.
Сегодня выпускаем только мужскую обувь, так как для производства женской требуются большие инвестиции. Женщины более капризны, и для них нужен широкий ассортимент различных моделей. Наша обувь пользуется большим спросом. Она рассчитана на все сезоны, также шьем кроссовки. Преимущество в том, что наша продукция – из натуральной кожи и меха, но в то же время она доступна по цене – от 15 до 30 тысяч тенге. Ориентируемся на итальянские, французские и английские модели. Они простые, без лишних деталей. Наша обувь не только традиционно черного цвета, который, к слову, более востребован у казахстанцев, но и цветная. Мы, конечно, уступаем по качеству Италии, но равноценны той обуви, которая производится в Турции, России, на Украине. Постоянно стремимся к самому высокому качеству. Хотим, чтобы нашу продукцию покупали как местные жители, так и иностранцы, чтобы она стала брендом Казахстана.
Производство Shoes Republic сейчас расположено на проспекте Суюнбая, ниже «Саяхата». Условия аренды очень хорошие. У нас большое помещение, которое вместе со складом и офисом занимает 400 квадратных метров. Работаем каждый день с 9 до 18, пять дней в неделю. В субботу – короткий день. Мы, конечно, дорожим своими сотрудниками, которые получают заработную плату от 150 до 200 тысяч тенге. Устраиваем различного рода тимбилдинги, способствующие сплочению людей, а также поощряем сотрудников бонусами за новые идеи в производстве. На данное время от нас никто еще не ушел в другие компании. Так, с первого дня в компании работает швея Балауса. Она вышла у нас замуж. Сейчас у нас трудится 25 человек. Женщины, как правило, алматинки, а мужчины приезжают из разных уголков Казахстана – из Тараза, Туркестана, Шымкента. Люди охотно идут к нам на работу, потому что обувных компаний в Казахстане все же пока мало. Тем, у которых нет жилья, за свой счет арендуем квартиры. Также помогаем выпускникам колледжа легкой промышленности, которые получили профессию специалистов работы с кожей. Ребята охотно приходят к нам на практику, и если хорошо себя показывают, оставляем их у себя.
– Где можно приобрести вашу обувь?
– У нас несколько каналов продаж. Это интернет-магазин с доставкой на дом, бутик в молле «Апорт», в торговом доме «Алма» на Зеленом базаре. Хотим заняться франчайзингом. У нас много партнеров, желающих открыть у себя наш магазин и продавать обувь Shoes Republic, и мы готовы предоставить им такую возможность.
Раньше производством обуви занимались маленькие мастерские, и мы были первым цехом, который стал работать на массового потребителя. После этого многие увидели, что это возможно в нашей стране и такая обувь будет пользоваться спросом. На данный момент многие фирмы ориентируются на Shoes Republic, копируют нашу деятельность, делают такие же модели и ведут аналогичные рекламные кампании.
Мы не боимся конкуренции, а напротив, готовы к сотрудничеству и с начинающими производствами, и с такими крупными компаниями, как «Жетысу» и «Казлегпром». Всегда готовы делиться информаций о наших поставщиках из Турции и Италии, где приобретаем сырье. Наша задача – вместе расти, чтобы в Казахстане появились сильная обувная отрасль и развитая легкая промышленность. У нас уже есть партнеры в Шымкенте, Астане. В марте хотим открыть Казахстанскую ассоциацию кожевенных изделий, куда войдут производители всех кожаных изделий. Вместе сможем изучать опыт других стран, развиваться, находить поставщиков, отправлять туда своих сотрудников для обучения.
– Вы считаете себя успешным бизнесменом? Что бы вы хотели посоветовать молодым предпринимателям, которые только начинают свое дело?
– Я всегда к себе очень требователен в работе. Даже достигая каких-то высот, всегда двигаюсь вперед. Это касается и моих партнеров. Мы всегда будем стремиться к большему совершенству, улучшать качество продукции. Пока обувной бизнес не выстроен в нашей стране, люди относятся со скепсисом к казахстанской обуви, и нам приходится ломать эти стереотипы. Поэтому ближайшие 10 лет предстоит усиленно работать, постоянно двигаться вперед.
Наш партнер и инвестор Бахыт Ниязов написал на своей странице в соцсетях про молодежь, которая не хочет идти в бизнес, преодолевать трудности. Они жалуются на сложности и в работе с госорганами, и в получении кредитов от банков, и на то, что у них вымогают взятки. И с этим трудно поспорить. Я в полной мере столкнулся с различными моментами, о которых говорят начинающие бизнесмены. Часто бывало, что по закону мы действовали правильно, но нам искусственно ставили палки в колеса. Это, в частности случалось при растаможке товаров, когда инспектор предлагал либо заплатить, либо ждать две недели. Такие моменты, конечно, удручают. Но в целом мы все преодолели. Так что дорогу осилит идущий!

5 003
Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ