Время новых стратегий

«Вечерка» выяснила, на чем строятся антикризисные стратегии крупного, среднего и малого бизнеса

Нарастающее напряжение в экономике ужесточает естественный отбор во всех секторах алматинского бизнеса.
«Вечерка» выяснила, на чем строятся антикризисные стратегии крупного, среднего и малого бизнеса, и кому это время только на руку.

Каждый тенге на счету
Сложившаяся финансовая ситуация проверяет на прочность всех, в том числе крупные производства. Затянуть пояса почти по всем статьям пришлось и опытным, твердо стоящим на ногах компаниям. Амбициозные планы хоть и скорректированы, но не сломлены.

Павел Беклемишев, генеральный директор машиностроительного завода ТОО «Белкамит», депутат маслихата города:

6 01

– По итогам года мы достигли роста объемов производства. Прибыль получилась даже выше, чем в предыдущие годы, притом что период этот был очень сложным. Нам пришлось поджиматься, сокращаться, но все это принесло достойные результаты. Сэкономили мы в первую очередь через сокращение штата на 20 процентов. Компания планирует нарастить количество основных рабочих, минимизировав вспомогательный персонал.
Дело в том, что мы десять лет проработали с иностранцами, они-то и научили нас считать деньги. Каждый новый месяц я начинаю с того, что подвожу итоги предыдущего: по всем статьям бюджета сравниваю суммы, которые планировалось затратить, с фактическими цифрами. Было решено урезать внутренние бытовые расходы, сократить число командировок и их финансирование.
Этот год будет очень тяжелым, но по крайней мере на первое полугодие объем заказов неплохой, тем не менее у предприятия есть проблемы. Группа компаний сейчас ведет строительство завода в Атырау – это очень крупный, дорогостоящий проект. Государство нам с этим помогает, чего нельзя сказать о коммерческих банках, не поддерживающих бизнес. А ведь нам нужно развивать перерабатывающие отрасли, о чем верно говорит глава государства. В условиях кризиса это особенно важно. Но в вопросах финансирования новых перспективных проектов банковская система становится камнем преткновения. И это, несмотря на то что, к примеру, наше предприятие четко понимает, что делает и куда нужно двигаться. Нынешнее время очень сложное, особенно для сфер торговли и обслуживания, и выплыть мы сможем только за счет перерабатывающей промышленности.

Муратхан Токмади, основатель, генеральный директор группы компаний «КазСтройСтекло»:

6 02
– Экономический период сейчас непростой, и на деятельности наших предприятий, относящихся к сектору business to business, ситуация с курсом сказывается прямым образом. Так как в казахстанской стекольной промышленности не налажено производство комплектующих, мы вынуждены закупать сырье за границей. Курсовая разница влияет на себестоимость товара по уже заключенным договорам. Немаловажным фактором, отразившимся на себестоимости, стало и повышение цен на энергоносители с 1 января. Многие объекты, числящиеся в списке потенциальных клиентов, вообще заморозились до лучших времен.
Для того чтобы пережить это время и уверенно смотреть вперед, мы разработали антикризисный план по переходу на более экономный режим работы. Пошли на вынужденную оптимизацию штата на 20–25 процентов. В числе этих мер также рассмотрение альтернативных поставщиков сырья, ведение переговоров по его получению без предоплаты, которая ранее составляла сто процентов. Плюс ко всему сокращаем внутренние, непроизводственные расходы. Завершить год мы сумели без урезки заработной платы, однако сейчас мы уже думаем над этим вопросом.
Время довольно сложное, но, думаю, прорвемся. К тому же мы поставляем продукцию в страны Единого экономического пространства и обслуживаем объекты Универсиады-2017. Так что трудности нас не пугают, а закаляют.

Всё равно повезёт
В целях экономии алматинцы стали реже пользоваться услугами официального такси, предпочитая «голосовать». Однако представители таксомоторного бизнеса спешат заверить: есть легальные извозчики, сохранившие прежний тариф даже после подорожания бензина.

Максим Сарсенов, председатель Ассоциации казахстанского таксомоторного бизнеса, партнер ТОО «Эко Такси»:

6 03
– Покупательная способность горожан снизилась на 10–15 процентов, соответственно, упал и спрос на такси – ничего уже с этим не поделать. Алматинцы предпочитают ловить такси «с руки», хотя все вокруг говорят о криминогенной ситуации, экологии. Выход в кризис какой? Введение оптимизации, изменение подхода к менеджменту, упор на автоматизацию. Но ни в коем случае не сокращать рабочие места – для нас это одна из главных задач «Эко Такси» и второй приоритет в бизнесе такси вообще. Первый – это безопасность. Категория включает своевременную замену запчастей и агрегатов, контроль системы GPS и прохождения ГТО, обучение водителей и их стажировку. Подготовка только одного сотрудника нам обходится ориентировочно в 21 тысячу тенге. Эти цифры, равно как и подорожание бензина, взлетевшие в два раза прайсы на запчасти, должны ложиться на конечного потребителя, но мы не можем этого допустить. Понимают это и торговые центры, и рестораны. Мы все живем в тяжелое время. Но мы также неспособны установить такие же цены, как у нелегалов, – многие говорят нам о снижении тарифов. В Казахстане самая активная конкуренция такси в мире, но говорить о конкуренции с нелегальными извозчиками могут только несведущие в бизнесе, поскольку у первых нет никаких обязательств, они вообще вне правового поля.
На создание рабочих мест для административного управления мы тратим в Алматы и Астане порядка 15–16 миллионов в месяц. Это только фонд оплаты труда. Поэтому в кризис мы вынуждены внедрять новые системы в менеджменте, работать больше и эффективнее. Для этого сейчас у нас ведутся тренинги по оптимизации и выстраиванию бизнес-процессов. Полагаю, мы увеличим рабочий день часа на полтора.
Испытание кризисом – лучшее время для внедрения новых бизнес-концепций, усовершенствованного программного обеспечения. Сегодня ассоциация работает над созданием центра обмена заказами, где таксомоторные парки будут активно сотрудничать друг с другом. К примеру, если у одной компании нет свободных машин, этот заказ поступает на биржу такси, и его выкупает другая организация. Это актуальная тема, поскольку нет таксопарка, готового обслужить в любое время, особенно если учесть часы пик.
Мы активно обосновываемся в развивающемся Алатауском районе, начинаем работать с ивент-агентствами. Несмотря на сокращение заказов, автопарк у нас не сужался. Более того, в ближайшем будущем планируем увеличить число машин. Пока по Алматы действуют 400, по Астане – 150 единиц.
Тарифы на «Эко Такси» не росли почти 2,5 года, и за прошлый год они повысились почти на десять процентов. Но сейчас стоимость услуг стабильная. Средний тариф – 100–130 тенге за километр, в зависимости от класса машин. «Седан» обойдется в 100–115 тенге. «Кроссовер» – 115–130 тенге.

Мода экономкласса
Наступивший год обещает вывести интернет-магазины в лидеры продаж и подавить офлайн-ритейлеров: сегодня темпы роста первых в мире в среднем равны 18–20 процентам. Алматинцы тоже стали чаще покупать одежду, обувь и прочие товары, не выходя из дома или офиса.

Сания Кудайберген, генеральный директор интернет-магазина Lamoda.kz:

6 04
– Текущая экономическая ситуация влияет, конечно, и на наш бизнес, так как покупательная способность снизилась. Но один из безусловных плюсов состоит в том, что в поиске более доступного товара люди стали больше обращаться к Интернету. В кризис Lamoda запустила даже два новых направления: услуги B2B и Marketplace. С ноября прошлого года мы предоставляем услуги собственной службы доставки Lamoda Express третьим лицам. Сейчас ведутся переговоры с местными брендами и с представительствами крупных международных брендов по размещению их товаров на сайте по условиям Marketplace. Думаю, что это принесет нам дополнительный доход.
Большинство наших брендов мы закупаем в валюте, что, конечно, влияет на формирование цен. Но мы стремимся к тому, чтобы они оставались конкурентоспособными. На постоянной основе проводим сравнительные анализы с офлайн-рынком, мониторим цены, стараемся держать их на том же уровне. Также у нас всегда больше акций по сравнению с офлайн-магазинами. На сайте всегда публикуется информация о выгодных акциях, скидках. К примеру, мы продолжаем давать десять процентов скидки каждому новому покупателю.
Штат мы не сокращали и не планируем этого делать. С заработной платой тоже никаких изменений. Мы продолжаем поддерживать в компании систему грейдов – группировку должностей по определенным принципам. Также у нас используется система Pay for performance – «оплата за исполнение». У каждого сотрудника – базовый оклад, и в зависимости от выполненной им работы начисляются бонусы.

Рекламная пауза
Рекламный бизнес, как и сферу создания и продвижения веб-сайтов, тоже периодически потряхивает. Имена заказчиков уже не всегда громкие. Наблюдается падение объема доходов, тем не менее медленно, но верно он восполняется – разве только клиентами помельче.

Николай Бабешкин, директор объединенной компании «Колеса, Крыша, Маркет»:

6 05
– Развитие сервиса ускорилось, чего не скажешь о доходах от него. Крупные рекламодатели – автосалоны и застройщики – серьезно просели в бюджетах. Мы видим, как упали продажи новых авто, как потрепало и б/у-дилеров. Выручка в 2014–2015 годах выросла всего на семь процентов, когда раньше рост составлял 30–40 процентов. Это, несмотря на то что средних и мелких заказов стало поступать больше. Таким игрокам, пожалуй, проще перестраиваться в сегодняшних условиях. Что касается доходов от микроплатежей, то есть частных объявлений, то здесь, напротив, идет рост. Если авторынок встал, человек тратит больше денег на рекламу, чтобы быстрее продать машину. То же самое с недвижимостью, б/у телефонами и телевизорами.
Стараемся экономить на внутренних расходах, работаем над эффективностью персонала. В каждом отделе мы выявили слабые звенья – 1–2 человека, на места которых взяли более сильных специалистов, покинувших закрывшиеся компании. Так что за год штат не сократился, а даже увеличился на 15 процентов. Наняли мы этих людей на оклады прошлых лет.
Несмотря на скудную выручку, с ужесточением кризиса мы стали больше ориентироваться на читательскую аудиторию, появился широкий выбор на рынке труда, а конкуренты заставляют крутиться быстрее.

Гани Жаркинбаев, управляющий директор рекламного агентства «Arbat Advertising»:

6 06
– Как и любые другие отрасли, мы также ощущаем опустевшие кошельки клиентов. Бюджет самой организации в наступившем году по сравнению с предыдущим сократился на 15 процентов. По динамике заказов сказать сложно, ведь год только начался, а клиентов мы набираем в течение всего цикла. Но, будучи субъектом МСБ, компания ориентируется на постоянный поиск новых клиентов – это фундамент нашей стратегии.
Даже при самых пессимистичных сценариях мы не собираемся сокращать штат. Персонал подбирался настолько долго и тщательно, что мы не хотим его терять. В каждого сотрудника, пришедшего совсем еще «зеленым», мы вложили огромные ресурсы: знания, силы, время. Заработная плата и бонусы тоже не претерпят никаких изменений. Хотя у конкурентов, насколько нам известно, как раз по персоналу и окладам идет урезание. На мой взгляд, целесообразно экономить средства на аренде и внутренних расходах. Конкуренция ощутимо обострилась, но мы ее никогда не боялись, да и сейчас чувствуем себя уверенно на одном поле даже с сильными игроками.

Иван Ваулин, директор ТОО «INCOM.KZ»:

6 07
– По разработке веб-сайтов мы наблюдаем рост спроса, но это исключительно бюджетные макеты. Радует, что предприниматели понимают: вместо того чтобы тратить деньги на аренду площадей, нужно инвестировать их на свое развитие в Интернете. Но вместе с тем исчезли заказы на дорогостоящие проекты. Резкий спад произошел еще в сентябре, а к концу года и вовсе клиенты от них отказались.
До Нового года мы поднимали цены на услуги, но этот шаг повлек падение продаж. В январе компания предложила клиентам щедрые праздничные скидки, устроив распродажу по небывалым ценам. Главное – пережить тяжелые январь и февраль, а потом в любом случае все-таки придется повысить тарифы процентов на 30, чтобы не уйти в минус. Мы ведь тоже зависим от постоянно растущего доллара, поскольку ведь реклама Google или Yandex проплачивается в долларах. Если раньше она обходилась в среднем в 48 тысяч тенге, то сейчас это все 90 тысяч.

Кушать продано
В период кризиса алматинцы стали реже питаться в ресторанах и кафе. Сфера услуг также страдает от снижения потребительского спроса на услуги, к тому же некоторые из них уже с трудом покрывают расходы на подорожавшую аренду и продукты. На днях из одного кафе в центре Алматы уволили сразу 25 сотрудников. Крупные игроки как раз и дожидаются вымирания конкурентов, чтобы раскинуть сети пошире.

Аскар Байтасов, управляющий директор крупнейшей ресторанной сети Казахстана AB Restaraunts:

6 08
– За последние 3–4 месяца продукты подорожали процентов на 30. Спрос на заведения общепита, мы видим, упал, но, к счастью, сбылись не самые пессимистичные прогнозы. Если перед Новым годом произошел спад, то в первую неделю января ситуация была нормальной, думаю, на фоне праздников и хорошей погоды. Но, полагаю, двигаться дальше по первому кварталу станет тяжелее. Особенно трудным периодом могут стать конец января и февраль.
В целом мы как работали, так и работаем – ни на чем не экономим, оптимизировать штат тоже не стали. Да, компания постоянно теряет в марже. Да, дорожают арендные ставки из-за привязки к доллару, но все равно это время просто нужно пережить. Конкуренция на фоне кризиса не будет такой острой, как в спокойный экономический период, ведь слабые игроки покинут рынок.
Наша антикризисная стратегия? Стремимся расширяться дальше – построить за 2016 и 2017 годы еще 12–13 ресторанов. В Алматы у нас сегодня 19 точек, в Астане – 25.

Кнопка SOS для бизнеса
Кризис – время страховщиков и консалтингового бизнеса. Когда предприниматели попадают в тупик, а стартапы боятся выходить на рынок, на помощь приходят финансовые, маркетинговые и юридические эксперты. С этого года алматинских бизнесменов начнут консультировать сотрудники Google, Apple и Starbucks.

Алмагуль Калымжанова, основатель представительства международной консалтинговой компании «XpertNet Kazakhstan»:

6 09
– Наша консалтинговая компания является одной из крупнейших в мире, она имеет представительства во многих странах, на днях мы запускаемся и в Алматы. Головной офис находится в Голландии. Экспертная карта, включающая в себя более ста профессионалов самых разных отраслей, охватывает Европу, США, Китай, Индию и другие государства. Клиентам, столкнувшимся в это непростое время с экономическими трудностями, мы даем возможность получить консультации, финансовые прогнозы у наших специалистов, а в скором будущем мы планируем организовывать заграничные бизнес-туры. Эксперты также поделятся мнением по разрешению юридических проблем, дадут советы в области маркетинга. К нам могут обращаться и молодые стартаперы по вопросам запуска бизнеса, поиска зарубежных инвесторов.
В ближайшее время мы проведем для алматинских предпринимателей бизнес-встречу лидеров и мастер-класс по управлению с участием экспертов из Европы и США.
Подготовила Марина ПЕСТРЯКОВА