369.01  416.39 5.53

Всё в наших руках

История успеха

Что востребовано в данный момент нашим рынком? Этим вопросом в свое время задался Махамбет Асабаев. Ответ на него круто изменил всю его дальнейшую жизнь.

5 003

Он предприниматель, занимающийся в основном производством всем знакомой и необходимой вещи – рабочих перчаток. Как выяснилось, до недавнего времени этот продукт в Казахстане никто не производил и не собирался этого делать. Естественно, дешевые перчатки, а равно и многое другое из этого ряда товаров, проще было завезти из-за рубежа. И завозили. Потому что они пользуются большим спросом не только у строителей, промышленников, работников коммунальной сферы – перчатки часто используются в быту. Для многих они стали самым доступным расходным материалом. Именно это понял тогда еще молодой предприниматель. Решение было однозначным: занять этот сегмент рынка своим производством.
– Махамбет, как вы почувствовали в себе силы заняться новым делом?
– Конечно, для принятия судьбоносного решения потребовалось время. Тем более что после получения высшего образования по специальности «инженер-механик» я планировал заняться наукой. У меня были неплохие наработки по внедрению аппаратуры нового поколения для пищевой промышленности. В это время судьба свела меня с человеком, давшим мне путевку в жизнь. Это Дайрабай Абдили – мой научный руководитель, профессор, доктор наук, очень хороший человек и неисправимый оптимист. В 2001 году он предложил мне должность в НИИ пищевой промышленности, где я под его руководством вел научную работу, писал статьи, готовился к защите диссертации. Три года я занимался научной деятельностью, внедрял ноу-хау в пищевой промышленности, параллельно вел проект по запуску производственной линии сафлорового масла – первый мой опыт запуска производства. Но занятия наукой приносили недостаточно дохода для содержания семьи, пришлось вместе с другом Жандосом начать подрабатывать на производстве комбикормов для фермерских хозяйств. Именно тогда пришло понимание, что реализовать свои амбициозные планы в науке вряд ли удастся, и я решил избрать другую жизненную стезю – бизнес.
– Легко ли далось вам это решение?
– Что вы! Некоторое время я не мог решить, куда направить свои стопы. Я как бы одной ногой стоял в науке, а куда твердо поставить вторую – определиться не мог, колебался. Дело в том, что одно время у меня были мысли пойти в политику. В сложные жизненные моменты я всегда советуюсь с самым авторитетным человеком в моей жизни – отцом. Это человек рабочей специальности – классный автослесарь и автоэлектрик, который своими руками может сделать все что угодно и обо всем имеет свое собственное суждение. Так вот, отец в пору моих исканий жизненного пути напомнил, что далеко не каждому дано быть политиком, не все могут плыть против течения, добиваться реальных успехов на этом непростом поприще. В общем, он посоветовал мне пойти в бизнес, где, так же как и в политике, есть место реализации амбициозных планов. Но добиваются успеха здесь только благодаря знаниям и труду. При этом надо все делать по закону. Я последовал совету отца и шагнул в предпринимательство.
– И с чего начали?
– Начинал я свою деятельность в компании по производству рабочей униформы и спортивной одежды под руководством удивительного человека – Елены Александровны Свечниковой, которой я многим обязан. Именно в ТОО «KazSPO-N» я получил большой опыт в ведении переговоров, маркетинге – для меня, человека из науки, было сложно научиться идти к клиентам с предложением о продаже товара. Но, пройдя несколько тренингов по саморазвитию, я понял эффективность коммуникации, почувствовал, что расту. Мои продажи выросли в 200 раз, и в итоге я дослужился до предложения занять кресло руководителя. Но… предложением не воспользовался. В 2007 году ушел в свободное плавание, а через три года основал компанию «КазКомфорт».
– Наверное, не так просто было начать свое дело?
– Трудностей я никогда не боялся. Еще со школьной скамьи усвоил, что любое поражение – это прежде всего толчок к развитию, возможность подняться на следующую ступень. Но мешала некоторая косность мышления, которую пришлось преодолевать еще в пору, когда работал менеджером по продажам. Устоявшееся еще с советских времен убеждение, что деньги – это плохо, стыдно хотеть много зарабатывать, долго не позволяло понять, что финансы – это инструмент, если хотите, энергия. Именно она позволяет достичь поставленных целей. Понимание этого пришло и ко мне. Так же как и осознание огромной ответственности за производство и работников.
– Вспомните свой стартап…
– Сначала я прошел обучение в фонде развития предпринимательства «Даму» по проекту «Бизнес-советник», где мне помогли составить бизнес-план, после чего принял участие в конкурсе на получение гранта. На выигранные средства была закуплена часть оборудования – четыре вязальных станка. После этого мне предложили принять участие в проекте «Обучение топ-менеджмента МСБ» и пройти обучение в Назарбаев Университете, которое опять же оплатил фонд. Во время обучения я решил взять кредит на расширение производства, обратился в «Даму» за субсидиями и гарантией, которая заменила половину залога. Все это позволило увеличить парк станков до 20 вязальных аппаратов. Мы сразу решили: не будем создавать что-то кардинально новое, а останемся в сегменте спецодежды и индивидуальных средств защиты. После изучения рынка стало понятно, что рабочие перчатки в Казахстане не производят, при этом ежегодно закупается около миллиона пар из Китая и России. В результате мы остановились на идее собственного производства хлопчатобумажных перчаток с ПВХ-напылением.
Всего было инвестировано 25 миллионов тенге. Из них три миллиона – это грант, который мы выиграли, участвуя в программе «Дорожная карта бизнеса – 2020», 18 миллионов – кредит под гарантию «Даму», по которому половину процентной ставки нам субсидирует фонд. Так что нам он обходится в 7% годовых, и четыре миллиона тенге – собственные средства.

5 002

– С какими сложностями пришлось столкнуться? Многие у нас говорят о невозможности вести честный бизнес из-за налогов и поборов.
– Я не устаю повторять, что прежде всего нужны знания. Ничто не обходится нам так дорого, как невежество. Да, не всегда чиновники на местах поддерживают предпринимательство, несмотря на поддержку государства. Но знание законов рынка, законодательной базы, умение коммуницировать с чиновниками, не конфликтуя, но и не потакая чьим-либо коррумпированным интересам, – все это вкупе дает возможность выходить из сложных ситуаций, вести бизнес честно и прозрачно, развиваться. Мы были готовы к конкуренции. Мало того, компании-импортеры усилили давление, чтобы повлиять на сбыт своей продукции. Но мы не пали духом – стали участвовать в тендерах, госзакупках. Приходилось даже себе в убыток снижать цены, порой до себестоимости, чтобы просто войти в рынок. Это принесло свои плоды, дало нам приток клиентов, которые поначалу удивлялись, узнав, что товар местного производства, хорошего качества, да еще и по приемлемой цене. С этого момента мы и начали на своей продукции ставить знак «Сделано в Казахстане».
– И что на сегодняшний день имеет ваша компания?
– Сегодня в производственном цехе, который открылся в феврале этого года, – 20 станков. В компании трудится семь рабочих. Производственная мощность – 2500 пар перчаток в сутки. В ассортименте – изделия с ПВХ-напылением и гелевым, которое не позволяет руке в перчатке скользить. Мы уверенно конкурируем с китайскими производителями и не боимся снизить цену на два-три тенге. Даже при этом компания будет держаться на плаву. Одно из наших конкурентных преимуществ – это цена. Если до этого мы закупали перчатки в Китае и продавали их по 75 тенге, то произведенные нами перчатки мы продаем по 50 тенге. Можно также выгодно отличаться, производя продукцию разных цветов, лучшего качества. Если будут поступать заказы, готовы наносить на перчатки названия других компаний.
– Какие уроки извлекли вы из ведения бизнеса?
– Любое производство требует финансирования. Мы пока еще не рассчитались с инвестором и не можем выйти на проектную мощность. А поскольку предприятие работает не в полную силу, мы не можем участвовать в крупных конкурсах и тендерах. Из этой ситуации извлекли урок: рынок не такой, каким казался изначально. Так что надо перестать надеяться на помощь извне. Предприниматель должен сам решать свои проблемы. И мы их решаем. Сейчас госучреждения, объявляя тендер, сами обращаются к нам, ведь в регионе только наша продукция имеет сертификат «СТ-KZ».
– А что значит для вас лично бренд «Сделано в Казахстане»?
– Для меня это не пустое словосочетание. Я мечтаю и делаю все для того, чтобы выйти со своей продукцией на зарубежный рынок. И это реально, несмотря на то что сырье для нашей продукции в Казахстане не производится. Приходится нитки завозить из Китая, ПВХ-слой, наносимый на рабочую поверхность, – из России. Но, думаю, недалеко то время, когда наша продукция будет иметь 100-процентное казахстанское содержание.
– Каковы ваши планы?
– В планах – поиски новых крупных клиентов, расширение штата сотрудников, увеличение производственной мощности до 5500 пар перчаток в сутки уже к осени этого года. Конечно, если у нас будут большие заказы, мы готовы выйти на полную мощность хоть сегодня. Выгоднее производить перчатки для нефтегазовой отрасли, заводов, предприятий, коммунальных хозяйств. Конечно, мы могли бы сотрудничать и с перекупщиками: подготовить линию низкосортной, но дешевой продукции – их бы это устроило. Но на такой товар свой логотип я не поставлю: слишком плохое качество, и не хочется портить репутацию фирмы одноразовыми перчатками низкого сорта. К слову, казахстанцы желают покупать только качественные товары. В этом отношении мы западники, нам важно, чтобы вещь носилась долго. Однако платить по-европейски пока не все готовы.
– Оставили науку, занялись производством… Не возникает мысли вернуться в спокойное лоно НИИ?
– Нет! Любой переходный период для личности, для общества не проходит бесследно. И реформы, даже самые простые, сопряжены с преодолением трудностей. Появилось понимание, что закаляют исключительно сложности – становишься опытнее, мудрее и сильнее. На все надо смотреть с позитивом, идти вперед и помнить, что все в наших руках.

5 001
Ирина ВАСИЛЬЕВА
Фото автора