Высокая мода

История успеха: новые принципы

5 001

Алматинский бухгалтер Нургуль Сейтбекова долгое время искала способ помочь в трудоустройстве людям с инвалидностью, пока не решилась на открытие собственного цеха по пошиву одежды для этой же социальной группы. «Вечерка» узнавала, как уникальному проекту Nuralau удалось расширить не только свои возможности.

5 002

О том, как за два года на 360 градусов изменилась не только ее собственная жизнь, Нургуль Сейтбекова рассказывает на своем привычном рабочем месте. Автор известного уже не только в Алматы бренда Nuralau профессию бухгалтера не оставила. Более того, в офисе по-прежнему проходит большая часть рабочего дня, ведь на швейном производстве всегда можно положиться на тех, для кого оно и было создано.
– Я не профессиональная швея, но благодаря маме и бабушке шить умела всегда и однажды даже загорелась идеей открыть небольшой швейный бизнес. Для начала – ателье, – рассказывает Нургуль. – Все началось с пошива костюмов для своих детей на утренники, потому как столкнулась с нехваткой выбора. Позже решилась на запуск ИП и взяла небольшой кредит, чтобы купить домой две швейные машины. В домашнем ателье я занималась национальными костюмами и реставрацией одежды, пока не пришла идея переориентировать его на людей с инвалидностью.
К этому шагу Нургуль подтолкнула уже другая личная история. Десять лет назад в лежачем состоянии оказалась ее родная старшая сестра, которую родные с трудом могли одевать в привычные вещи.
– Я даже не задумывалась об этой проблеме до того момента, пока сама с ней не столкнулась. Переодеть немобильного человека достаточно сложно, – убедилась создатель проекта на своем опыте. – В Казахстане, как выяснилось, нет своего производства адаптированной одежды. В других странах эта ниша очень развита, но наши учреждения закупаются обычными изделиями. И только с открытием нашей первой технической базы появилась возможность хоть как-то эту ситуацию исправить. Как в отношении продукции, так и рабочих мест, в которых люди с инвалидностью нуждаются не меньше.

Не лыком шиты
Бизнес-идею будущего проекта Nuralau поддержала директор Агентства CSR Central Asia в Казахстане Алия Кадралиева. Она познакомилась с Нургуль Сейтбековой, будучи в поисках бухгалтера-консультанта. Так что первые шаги стартап, в дальнейшем ставший членом Ассоциации легкой промышленности Казахстана, сделал уже в команде. В конце 2016 года всего за месяц проект стал обладателем сразу двух солидных грантов на общую сумму шесть с половиной миллионов тенге. В их числе Гран-при национального этапа конкурса социальных инициатив SAP UP и победа в республиканском конкурсе молодежного социального предпринимательства Startup Bolashak. На выигрыш удалось закупить оборудование, первые запасы ткани и фурнитуры, нанять закройщицу, а часть средств отложить на зарплату будущим работникам. На следующий год, после победы в третьем конкурсе – первенстве лучших социальных проектов Казахстана, о Nuralau заговорила вся страна. Прежде чем представить рынку что-то конкретное, его пришлось детально изучить, а прийти к нужному результату помог метод проб и ошибок. Экспериментальный год, признаются авторы, пошел только на пользу.
Технологические особенности кроя в адаптированных изделиях, поясняют разработчики, позволяют одеть человека быстрее, чем в обычную одежду. В том числе лежачего человека, чтобы после пересадить его в коляску. Чтобы не стеснять движения, предусмотрены дополнительные детали. Модели учитывают особенности самого разного вида – полную или частичную парализацию, ампутацию, ДЦП, карликовость и многие другие проблемы.
5 003– Когда проект только запускался, мы часто встречались с представителями сообществ людей с ограниченными физическими возможностями. Много говорили об их потребностях и просто общались. Поддерживаем мы контакт и по сей день, – говорит Алия Кадралиева. – Чтобы сформировать предложение, мы также обращались в Союз организаций инвалидов Казахстана. Так выстроился доверительный диалог, который помог всем. Мужчины на колясках, к примеру, интересовались: почему во всем мире брюки шьют с молнией только с наружной стороны? И попросили нас создать такое изделие, где была бы еще и внутренняя молния. Ведь когда человек долгое время находится без движения, мышцы малого таза ослабевают, из-за чего он вынужден использовать мочеприемник. Мы выполнили пожелание и таким образом стали новаторами. Еще одним ноу-хау стали брюки из ткани для горнолыжной одежды для мальчика с ДЦП. Сначала использовали вставки из кожи, потом из джинсовой ткани и в итоге остановились для самого оптимального варианта при спазмах конечностей. И таких особенностей у людей с инвалидностью, о которых мы не знаем, очень много. Во время нашей большой презентации, к примеру, к нам подходили мамы и просили сшить для своих детей с ДЦП специальные боди.
Масштабная презентация проекта, где было представлено более 30 моделей, прошла в формате модного показа. Всю дебютную коллекцию, продемонстрированную на подиуме в том числе паралимпийской чемпионкой по плаванию Зульфией Габидуллиной, создатели бренда Nuralau решили подарить. И уже после показа благодаря подсказкам со стороны самих потребителей были готовы коммерческие предложения для медико-социальных учреждений. Первый заказ сделал Алматинский дом ветеранов на общую сумму порядка 800 тысяч тенге. Сегодня проект специализируется больше на индивидуальных заказах. Ассортимент продолжает расширяться, более того, адаптировать под потребности здесь могут абсолютно любую одежду. Лидер зимних продаж – мешок для ног. Стоимость изделия с флисовым подкладом – 20 тысяч тенге, с искусственным мехом – 25 тысяч. В то время как цена на российский аналог, который казахстанцы заказывают чаще всего, по словам создателей проекта, достигает почти 100 тысяч тенге.
Соотношение объемов пошива одежды для взрослых и детей – 50 на 50. В 2017 году клиентом Nuralau стал один из городских домов-интернатов, заказав пижамы, пончо, мешки для ног и другие изделия почти на два с половиной миллиона тенге. Попробовала себя компания и в спортивном направлении. Благодаря спонсорской помощи на безвозмездной основе удалось передать 30 комплектов в реабилитационный центр Ассоциации родителей детей-инвалидов «АРДИ».

Своими руками
Самую ответственную работу – доводить идеи до воплощения – Нургуль Сейтбекова доверила тем, кому миссия проекта близка, как никому другому. Одними из первых в команде попробовали свои силы подопечные общественного фонда «Центр поддержки глухих инвалидов «Үмiт».
– Когда-то я узнала, что у людей с нарушениями слуха особый талант к шитью, и, когда пришло время, убедилась в этом лично, – делится Нургуль. – Из фонда к нам отправляли девушек, владеющих основными навыками. На крупные заказы, соответственно, мы привлекали больше сотрудников. Наблюдали за ними два-три дня и тех, у кого хорошо получалось, оставляли. В команду мы взяли и людей с ментальными нарушениями, которые пришли из колледжа. Они проходили двухмесячную практику, и те, кто лучше всех себя проявил, остались с нами. Несложные заказы, а это в основном сумки и постельное белье, отдаю воспитанникам центра самостоятельного проживания для людей с тяжелыми нарушениями психического развития. Мы были бы рады дать и удаленную работу, но первый опыт был неудачным. Не имея возможность контролировать, мы получали совсем не тот результат. В общей сложности сегодня у нас 10 рабочих мест, и это только начало.
Когда проект только набирал штат и опыт, вопрос с помещением встал ребром. Превратить домашнее ателье в швейный цех не представлялось возможным. Помощь пришла от руководства компании, где Нургуль по сей день работает бухгалтером. 50 квадратных метров площади под швейный цех Nuralau предоставили безвозмездно.
– Бесплатной арендой проект пользовался почти два года, но продолжать совесть не позволяла. Мы решили стать самостоятельными и съехали. Сегодня у нас уже два цеха, – говорит предприниматель. – Дополнительная база находится в самом центре самостоятельного проживания, куда я отвезла часть оборудования. Техническое оснащение у нас качественное и разнообразное. Что касается сырья, то часть тканей, к примеру трикотаж, мы закупаем в Узбекистане. Также работаем с компаниями «АХБК-Алматы» и предприятием в Астане. Фурнитура – китайская, но в любом случае процент «сделано в Казахстане» в продукции довольно высокий.
Важные вещи
По мере физического расширения марки Nuralau увеличивалась и ее целевая аудитория. Сегодня умная одежда предназначена не только для людей с инвалидностью, но и для постоперационных больных, а также пожилых. Один за другим в цех поступают заказы из региона, а самим социальным стартапом заинтересовались в Шымкенте. От местного Управления занятости и социальной защиты поступило предложение открыть филиал проекта. Первый шаг к этому планируется сделать уже в начале 2019 года. В этом же году бренд Nuralau намерен выступить с показом в Астане по инициативе столичного общества инвалидов.
Главный драйвер в истории успеха Нургуль и Алии, позволяющий двигаться вперед, – это и есть сами истории. О людях, в жизни которых появилось немного больше радости.
– Когда мы видим, как упрощается жизнь этих людей и что наша команда оказывается сопричастной к личным историям, от этого уже тяжело отступить, – считает Алия Кадралиева. – Проект направлен на решение социальной проблемы и в меньшей степени – на получение прибыли. Это позволило обеспечить цены, доступные социально незащищенным слоям.
Доступность, понимают создатели марки, – понятие относительное. Производители вынуждены идти на скидки, которые по большому счету компания позволить себе не может. И не потому, что бизнес-план в таком деле – не на первом месте, а потому, что отказать невозможно.
Марина ПЕСТРЯКОВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА и из архива проекта