И сказали крохам: «Это будет хорошо»

И сказали крохам: «Это будет хорошо»

В Алматы действуют 824 дошкольные организации.

О предстоящих преобразованиях в дошкольной сфере рассказала заместитель руководителя городского Управления образования Айсулу Ботаева.

Дошкольным воспитанием охвачено 65 080 малышей, или 63,7 процента алматинской детворы. Своей очереди в детский садик ждут еще 45 700 юных алматинцев.

Важно отметить, что показатель охвата детей дошкольным воспитанием – один из ключевых индикаторов государственной программы развития образования и науки на 2020–2025 годы и программы развития «Алматы-2025».

Дорожная карта по исполнению предвыборной программы партии Nur Otan «Путь перемен: достойную жизнь каждому!», утвержденная алматинским филиалом партии, также предусматривает принятие мер, касающихся системы образования, в том числе дошкольной сферы.

Однако речь идет не столько о количественных сведениях, а прежде всего, о комплексной работе по расширению сети дошкольных учреждений и обеспечению прозрачности процедуры приема детей, улучшению качественного состава педагогов и воспитателей, повышении эффективности работы детских садов.

– Айсулу Амангельдиновна, какие меры принимаются для снижения очередности в детских садах?

– В прошлом году, несмотря на пандемию, введено в эксплуатацию четыре государственных детских сада на 670 мест и открыто 48 частных садов на 1378 мест. В нынешнем году продолжается строительство еще четырех государственных детских садов на 640 мест.

В рамках реализации Дорожной карты по возврату государственных детских садов, арендованных частными организациями, возвращено здание детского сада «Сказка» в Ауэзовском районе. Сейчас там завершается капитальный ремонт с сейсмоусилением, во втором квартале текущего года планируется открыть 14 групп на 320 мест.

Кроме того, продолжается подготовительная работа по внедрению механизма частичного погашения родительской оплаты за дополнительные услуги частных садов. В связи с этим разработаны требования к частным садам, желающим участвовать в компенсировании питания. Для эффективной реализации данного механизма необходимо учесть все аспекты, поэтому сейчас этот вопрос прорабатывается с республиканской Ассоциацией частных организаций образования и Казахстанской ассоциацией непрерывного образования.

Реализация этих комплексных мер продолжается. В настоящее время в 672 детских садах действуют 3034 дежурные группы, которые посещают 37 229 детей.

Совместно с Департаментом санитарно-эпидемиологического контроля Управление образования продолжает вести усиленный мониторинг соблюдения санитарных условий для детей в дежурных группах.

Наряду с этим необходимо продолжить контроль за предупреждением противоправных действий в отношении детей, обеспечением их безопасности.

Отдельное внимание нам нужно уделить видеонаблюдению. Сегодня все 189 детских садов оснащены 4789 камерами видеонаблюдения. Из них 2927 внутренних и 1862 наружных. В прошлом году в детские сады дополнительно поставили 395 камер видеонаблюдения.

Все руководители дошкольных организаций образования знают, что в случае обращения родителей обязательно должна предоставляться возможность доступа к записям видеонаблюдения, которые хранятся в течение 30 дней. Это обеспечивает прозрачность работы и построение доверительных отношений как с родителями, так и с сотрудниками.

Вопрос питания в детских садах приобретает сейчас особую актуальность в связи с изменением порядка организации данной процедуры. Согласно изменениям, внесенным приказом министра образования и науки РК в июне прошлого года в действующие Правила организации питания детей, конкурс по питанию теперь будет проводиться в электронном формате.

С текущего года финансирование дошкольных организаций от районных акиматов передано в веденье Управления образования.
Для обеспечения прозрачного формирования бюджета и общественного контроля над расходом бюджетных средств действует портал «Открытые бюджеты» (budget.egov.kz). Согласно Закону «О доступе к информации» с 2019 года все расходы бюджетных средств размещаются на этом портале и на сайтах организаций образования.

В нынешнем году в связи с увеличением суммы государственного образовательного заказа, которая составила 37 527 тенге на ребенка в месяц, к слову, в прошлом году – 28 350 тенге, будут расти расходы на прочие услуги. Поэтому руководителям дошкольных организаций необходимо усилить контроль и обеспечить эффективное использование бюджетных средств.

Начиная с этого года работа каждого руководителя организации образования, в том числе детских садов, будет оцениваться согласно специально разработанным KPI-показателям. Важно отметить, что разработка KPI нацелена на повышение эффективности работы руководителей и не должна расцениваться как мера наказания или давления. Поэтому каждый руководитель должен быть готовым к здоровой конкуренции, стремиться улучшить свою работу и деятельность своего коллектива.

Кроме того, для обеспечения объективности и прозрачности при оценке работы руководителей данные KPI-показатели были согласованы с профсоюзной организацией. Оцениваться будет исключительно работа и ее результативность!

Сегодня в 189 государственных дошкольных организациях работают 190 методистов, 1127 педагогов и 2337 воспитателей.
Однако этих кадров недостаточно, детские сады ежегодно испытывают потребность в воспитателях, помощниках воспитателей, а также узких специалистах. Потребность в них будет в дальнейшем расти по мере введения в эксплуатацию новых дошкольных организаций. Как показали подсчеты, с вводом пяти детских садов в нынешнем году будет создано 300 новых рабочих мест. Управление образования заинтересовано в комплектовании всех организаций необходимым количеством специалистов и сотрудников, поэтому эта работа уже началась.

В трех колледжах города ведется обучение студентов по специальности «дошкольное воспитание и обучение». В текущем учебном году в педагогических колледжах № 1, 2 и частном колледже «КазНур» по данной специальности в рамках госзаказа обучаются 282 студента, к слову, госзаказ этого учебного года – 100 человек.

В настоящее время Управление образования разрабатывает единый электронный портал вакансий, где будет размещаться информация о потребности в воспитателях, учителях и других специалистах сферы образования, и куда все желающие смогут разметить свое резюме. Кроме того, для обеспечения принципа объективности при трудоустройстве порталом предусмотрена возможность обратной связи. Так, можно будет обратиться с вопросом либо сообщить о тех или иных действиях либо бездействии руководителей организаций образования.