374.47  421.43 5.54

Борьба с коррупцией

Коррупция – это не просто уголовное преступление, но и показатель развития экономики и функционирования политической системы страны. Как показывает практика, в большинстве случаев коррупционные преступления связаны со взяточничеством, злоупотреблением при распределении земельных участков, выделением субсидий, хищением бюджетных средств при проведении государственных закупок.
На протяжении последних лет противодействию коррупции в Казахстане уделяется большое внимание на наивысшем уровне государственного управления. Республика Казахстан – первая страна на постсоветском пространстве, которая на первоначальных этапах развития уделила большое внимание борьбе с коррупционными правонарушениями. Победа над коррупцией позволит стране осуществить полноценное развитие всех сфер жизни граждан, поднятие экономики, создание демократического и социально стабильного общества, преодоление разрыва между богатыми и бедными.
Основной превентивный механизм предотвращения коррупции – это анализ рисков, внутренний и внешний. Внутренний аудит делают сами государственные органы, а внешний проводит Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции. К внешнему привлекают еще бизнес-ассоциации и НПО.
Соцопрос, проводимый Департаментом Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции показал, что коррупционных нарушений больше всего наблюдается в ДВД и на таможне. При этом на сегодняшний день департамент активно проводит профилактику коррупционных нарушений. Проводят разъяснение антикоррупционной политики государства, повышается антикоррупционная грамотность населения. Для этого вывешиваются плакаты, раздаются листовки. Человек постоянно видит, что нельзя брать и давать взятки. На сегодняшний день антикоррупционные плакаты можно увидеть в общественных местах города, например в метро.
Более эффективным средством против коррупции является автоматизация государственных услуг и исключение человеческого фактора из процесса принятия решений. Это сразу снижает саму возможность возникновения коррупции. И по мере развития электронного правительства в Казахстане ситуация улучшается.
В целях реализации задач Стратегического плана развития МФ РК в Департаменте казначейства по г. Алматы введен в опытную эксплуатацию электронный документооборот ИС «Казначейство – клиент». С внедрением системы «Казначейство – клиент» исполнение документов сокращается с трех дней до одного дня. С 2018 года время обслуживания сократилось до шести рабочих часов. Это в первую очередь важно как для государственных учреждений, так и для клиентов госучреждений, исключается личный контакт, что предусматривает недопущение и предупреждение коррупционных действий. Кроме того, это значительно повысило эффективность работы органов казначейства при взаимодействии с госучреждениями и, соответственно, улучшило качество исполнения бюджетов.
Законом «О государственных закупках» введен новый порядок проведения заключения договоров по государственным закупкам. Первое – госзакупки осуществляются на веб-портале госзакупок. И второе – госзакупки способом аукциона осуществляются в режиме реального времени на веб-портале госзакупок. Государственные закупки, заключенные на веб-портале, подписанные ЭЦП госучреждением и поставщиком, сразу направляются на регистрацию в казначейство через ИС «Казначейство – клиент», что способствует освоению бюджетных средств.
Таким образом, совершенствуется казначейское обслуживание, обеспечиваются оперативность, точность, надежность и прозрачность данных, повышается эффективность взаимодействия органов казначейства с государственными учреждениями посредством использования современных интегрированных информационных технологий.
А. Тагаева, руководитель отдела Департамента казначейства по г. Алматы