АИ-95, мы идём искать

Антимонопольный комитет взялся за традиционное расследование бензинового дефицита. Обернется ли оно наказанием для виновных?

В связи с этим Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства нацио­нальной экономики РК направил запросы в адрес 292 субъектов оптового и 361 субъекта розничного рынка, а также трех производителей нефтепродуктов.
По полученным от них данным антимонопольным органом проводится соответствующий анализ. В случае установления признаков нарушения Предпринимательского кодекса РК в отношении субъектов рынка будут приняты меры антимонопольного реагирования.
Как пояснили в комитете, в случае совершения антиконкурентных согласованных действий в части установления и поддержания цен, необоснованного ограничения производства либо реализации товаров, а также злоупотребления субъектами рынка своим доминирующим или монопольным положением в части создания искусственного дефицита виновные понесут наказание. В соответствии со статьей 159 КоАП РК подобные нарушения влекут за собой штраф на субъектов малого или среднего предпринимательства в размере 3%, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 5% от дохода, полученного в результате осуществления монополистической деятельности, с конфискацией монопольного дохода.
Тем временем исполнительные органы Алматы совместно с Комитетом по регулированию естественных монополий проведут в мегаполисе рейдовую проверку по наличию остатков ГСМ, с тем чтобы розничные сети своевременно обеспечивали жителей и гостей города бензином.

1 002

Бензин марки АИ-92 в октябре продолжит расти в цене

Сложившаяся на АЗС нехватка топлива связана с высоким спросом на фоне низкого уровня отечественного производства бензина и зависимостью от российского импорта. Об этом на брифинге в Службе центральных коммуникаций сообщил заместитель министра энергетики РК Асет Магауов. Поскольку бензин марки АИ-92 придется закупать у северных соседей по более высокой стоимости, его розничная цена вырастет. Она может достичь отметки 157 тенге за литр.
– На начало лета у нас были высокие запасы бензина, многие компании успокоились, и импорт у нас снизился, – сказал Асет Магауов. – При этом на российском рынке пошел рост цены. Соответственно, эти запасы резко снизились, и мы остались с текущим уровнем остатка. Наше ведомство обратилось к коллегам из Минэнерго России, к крупным компаниям. В целом тенденцию удалось выправить, в сентябре мы завезли 90 тысяч тонн бензина. Но у нас был высокий уровень потребления. В октябре ожидаем спрос на уровне 270 тысяч тонн. Из них собственное производство составит 170 тыс. тонн. То есть, для того чтобы остатки не снижались, нам необходимо порядка 100 тысяч тонн импорта. В ноябре, после запуска установки каталитического крекинга на Атырауском НПЗ на полную мощность и завершения ремонта на Павлодарском НПЗ, ожидается существенный рост собственного производства. Пойдет снижение импортных поставок – до 30–40 тысяч тонн.
– Импорт ожидается в первых числах октября, в середине октября начнем поднимать цены, – со своей стороны отметил заместитель генерального директора «КазМунайГаз Онимдери» по операционному направлению Нуркен Мырзагалиев. – Но это самый пессимистичный сценарий – 157 тенге за литр. По предварительным прогнозам, цена включает в себя стоимость, транспортировку, хранение и операционные накладные расходы.
Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ