Аксиома судьбы

Алматы и алматинцы

6 001

В этом году исполняется 85 лет со дня основания КазГУ имени Кирова (ныне Казахского национального университета имени аль-Фараби). Более 11 лет Аскар Закарин был его ректором. Талантливый организатор средней и высшей школы Казахстана, крупный государственный и политический деятель, известный ученый-математик, профессор, он воспитал несколько поколений сильных ученых, оставил после себя глубокий след в развитии Казахстана.

6 002

Научная школа, десятки учеников и последователей, инновации в отечественном образовании, рост международных контактов вузовской науки, идея строительства КазГУграда, новый корпус механико-математического факультета – малая толика того, что сделал Аскар Закарин для страны.
За светочем знаний
Оставшись сиротой в 12 лет, он прошел нелегкий путь к знаниям, мужественно преодолевая жизненные невзгоды, от аульной школы до Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Стал первым казахом-выпускником механико-математического факультета МГУ, который он окончил в 1937 году, а в 1948 году защитил кандидатскую диссертацию по проблемам высшей геометрии.
Аскар родился в небольшом ауле под Кустанаем, не имеющем даже названия, только номер – девять. Уже в начальной школе на талантливого мальчика обратил внимание учитель математики, по настоянию которого в 1924 году Аскар уезжает в Оренбург и в 1926-м поступает на Оренбургский рабфак, окончив который получает право на поступление в любой вуз страны без вступительных экзаменов. Целеустремленный юноша выбирает самый престижный вуз страны – Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, механико-математический факультет. Первые годы студенчества стали серьезным испытанием для Аскара: языковой барьер, недостаточный уровень базовых знаний, казалось, делали высшую математику почти недостижимой. На студенческий паек прожить было невозможно, поэтому он днем усердно грыз гранит науки, а по ночам еще подрабатывал как мог. Аскар – сирота, и ждать помощи было неоткуда. Как и многие его сокурсники, он разгружал вагоны, слесарничал в мастерских, брался за любую работу. Но все это окупалось с лихвой, когда он слушал лекции ведущих профессоров, ученых с мировым именем, научивших его самому главному – бескорыстному служению науке, деликатному отношению к духовным ценностям, великому знанию об истинном предназначении человека в науке.
Наука и творчество
Аскар Закарьевич всегда с уважением, любовью и огромной признательностью вспоминал своих учителей, которые своим примером, самоотверженной работой и воодушевлением вовлекали студентов в сложнейший и увлекательный мир математики. Особенно близкие отношения у него сложились с профессором Сергеем Россинским, которые со временем переросли в настоящую дружбу на многие годы.
Аскар Закарин, вспоминая студенческие годы, всегда с восхищением рассказывал о Москве. В большом городе он мог приобщаться к сокровищам мировой культуры, и использовал эту возможность по максимуму, впитывая, словно губка, все самое ценное, полезное, восхитительное. Московский университет всегда был не только учебным, научным, но и крупнейшим культурным центром. Здесь перед студентами выступали известные писатели, поэты, артисты, устраивались художественные выставки и выездные спектакли многих театров Москвы. В таком окружении Аскар вдохновлялся, раскрывая в себе многогранные таланты. Именно в это время Закарин пишет свои первые рассказы на казахском языке, посвященные размышлениям молодого человека о судьбах соотечественников, о непростом пути казахского народа и его героической истории. Сочетая в себе такие разные направления, как математика и искусство, он развивался всесторонне.
Геометрия жизни
С молодой женой Сахиб, имея большой багаж полученных знаний и огромное желание трудиться и делиться знаниями с молодежью, Аскар Закарьевич возвращается в 1937 году в Алма-Ату. Сразу же приступает к преподавательской работе в Алма-Атинском государственном педагогическом и учительском институте имени Абая (ныне КазНПУ имени Абая). Он с головой окунулся в работу – читал лекции, вел занятия, а вечерами проводил время в библиотеке, где занимался научными исследованиями в области высшей геометрии, как ему рекомендовал профессор Россинский. Казалось, жизнь встала на рельсы счастья, в семье родилась дочь, а через некоторое время и сын. На работе его ценили и уважали коллеги и студенты, а исследовательская деятельность увлекала все больше и больше. Но все это внезапно прервала Великая Отечественная война. Молодой ученый попросился на фронт, в составе 100-й бригады прошел боевой путь от Москвы до Бреста и далее до Кенигсберга, затем участвовал в разгроме Квантунской армии в Маньчжурии. За героизм, отвагу и мужество был награжден орденом Красной Звезды и медалями «За победу над Германией» и «За победу над Японией». Послевоенные годы были нелегкими для всех отраслей экономики Казахстана, героические усилия требовались для возрождения высшего образования. В 1950 году Аскар Закарин становится директором Казахского педагогического института имени Абая, а в 1953-м – ректором Казахского государственного университета.
Учителя ценят по его ученикам
Именно время ректорства Аскара Закарина стало одной из наиболее значимых страниц истории крупнейшего вуза страны. Единственный в то время университет в республике остро нуждался в новых корпусах, библиотеках, кафедрах. Было немало сложностей, даже несмотря на то, что прекрасное место для строительства КазГУграда в Алма-Ате было найдено. Но грандиозные планы разбивались о каменные аргументы противников: опасность землетрясения, схода селевых потоков и якобы масса других причин. Группа энтузиастов, среди которых был и Аскар Закарин, на всех уровнях отстаивала новый проект, аргументированно отметая сомнения и возражения пессимистов. Студенческому городу быть! Построены новые учебные корпуса, студенческие общежития, вырос целый комплекс. На базе математического факультета был создан первый в республике вычислительный центр. На суперсовременных для того времени ЭВМ постигало науку поколение будущих программистов.
При непосредственном участии Аскара Закарина были открыты новые кафедры гидробиологии и ихтиологии, метеорологии, высшей математики, русской филологии, гидрологии суши, физики твердого тела и другие, факультет повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений, философско-экономический факультет, студенческое литературное объединение имени М. О. Ауэзова, общество «Семь муз».
Это время вспоминают как эпоху свершений. Казахстанские ученые выезжали за рубеж, активно сотрудничали с ведущими научными центрами. КазГУ принимал делегации из многих стран мира, являясь центром отечественной науки, катализатором инновационной мысли.
– Учиться было интересно. Молодежь стремилась получить высшее образование, свершить революцию в науке, технике. Первые студенческие строительные отряды, поездки на целину, расцвет художественной самодеятельности, студенческие театры, музыкальные студии – все звучало в общем ритме страны, поднимающейся из разрухи.
Сегодня принято ругать прошлое, но все претензии превращаются в пыль, если перед нами человек труда. Ученого судят по трудам, учителя – по ученикам, организатора – по делам. Аскар Закарин – автор книг «Казахская ССР. Рассказ о семилетке», «Казахский государственный университет имени С. М. Кирова», «Из жизни замечательных математиков», «Геометрия негіздері», «Об основных идеях современной геометрии» и многих других.
Своим студентам он неустанно повторял: «Математика – царица наук, она не терпит приблизительности и небрежности. Поэтому ученый-математик должен быть предельно собран и внимателен, чтобы не отступить от истины». Воспитав не одно поколение молодых ученых, профессор Аскар Закарин в научных спорах всегда поощрял инициативу, нестандартный взгляд на вещи, умение отстаивать свою точку зрения. Для него, маститого ученого, было важно мнение по проблеме как коллеги по научному сообществу, так и аспиранта, студента. Эвристический дар, дар Учителя живет в его учениках. Аскар Закарин всегда помнил: важно не только то, какой вклад внесен тобой, важно, кто будет работать после тебя, делится воспоминаниями академик, депутат Сената Парламента Бакытжан Жумагулов, который также был ректором современного Казахского национального университета имени аль-Фараби.
На благо Родины
Цепная реакция по схеме «начальная школа – средняя школа – вуз – наука» разворачивалась в Казахстане все с большей скоростью. На этом фоне способности и энергия Аскара Закарина выдвинули его в первые ряды государственных деятелей в области науки, культуры и образования.
В 1955 году на сессии Верховного Совета КазССР он назначается министром просвещения. Его поле деятельности, конечно же, резко изменилось и значительно расширилось. Он много ездил по Казахстану, открывал новые школы, тщательно контролировал ремонт старых, обеспечивал печать и доставку учебников и многое другое. Его не останавливали ни метели, ни бездорожье, ни огромные расстояния. С таким здоровым перфекционизмом в работе он быстро достиг невероятных результатов.
В 1958 году происходит новый поворот в судьбе Закарина – его назначают заместителем председателя Совета министров Казахской ССР и по совместительству министром иностранных дел. По воспоминаниям коллег, на этой работе он проявил себя как деятель, формирующий в совместной работе стратегические цели развития, улавливающий современные тенденции науки, культуры и просвещения.
За особый вклад в развитие системы высшего образования Казахстана А. Закарин был награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалью «Отличник просвещения КазССР», удостоен звания заслуженного работника высшей школы КазССР.
Вся система образования Казахстана, построенная при непосредственном участии Аскара Закарина, доказала свою жизнеспособность, инновационную динамичность, прогрессивность. А Казахский национальный университет имени аль-Фараби сегодня продолжает дело, начатое профессором Закариным.
Подготовила
Наталья ГЛУШАЕВА