Александр Гарбер: «В Алматы вырос спрос на товары отечественного производства»

Новые возможности развития

4 002

4 001Продвижение бренда натуральных продуктов питания «Сделано в Казахстане» – одна из задач, обозначенных Главой государства в Послании народу. Каких результатов уже сегодня достигли в этом направлении ритейлеры, поддерживающие отечественный бизнес? Насколько востребована на полках супермаркетов продукция местных производителей? По каким принципам и стандартам работает крупнейшая в стране сеть магазинов и в чем проявляется клиентоориентированность? Об этом рассказал основатель и руководитель торгово-розничной сети Magnum Cash&Carry Александр Гарбер.

– Президент в ежегодном Послании народу обозначил ряд стратегически важных задач. Александр Лазаревич, какие пункты документа для себя особенно подчеркнули вы как участник рынка?
– Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что человеческий капитал – это основа модернизации. Именно поэтому качественно усиливается сфера образования. В условиях высокой конкуренции на рынке труда профессиональным кадрам необходимо обладать не только базовыми навыками, но и быть универсальными.
Поддержка и развитие инноваций в сфере образования – одна из важных задач для бизнеса. Например, Magnum организовал лабораторию маркетинга вместе с Высшей школой менеджмента AlmaU. Надеемся, что этот проект поможет студентам понять, что успех современного ритейла строится на клиентоориентированности, понимании и предвосхищении потребностей покупателя.
Президент также акцентировал внимание на пропаганде здорового образа жизни. В Magnum представлен широкий ассортимент экологически чистых продуктов. Мы работаем только с теми поставщиками, которые обеспечивают соответствие продукции государственным стандартам. У нас есть собственная служба, которая строго контролирует качество товаров.
В конце февраля СЭС проверила качество муки, которая реализуется в магазинах Magnum. По существующим правилам она должна быть обогащена полезными витаминами и микроэлементами. Это крайне важно, ведь ее использование позволяет противостоять анемии. Проверка признала, что вся мука, представленная на наших полках, полностью соответствует стандарту, в том числе по качественному составу.
– Какова на сегодняшнем рынке роль Magnum в продвижении бренда «Сделано в Казахстане»?
– Сейчас половина всего, что мы продаем – отечественное. Magnum – крупнейшая ритейл- компания в Казахстане, которая представлена в шести регионах. Как торговая сеть республиканского значения мы всегда поддерживаем отечественного производителя, в том числе помогаем локальным предприятиям расширять каналы сбыта и выходить в другие регионы. Для реализации этой миссии у нас есть ресурсраспределительный центр. Он позволяет поставщикам, у которых нет региональных дистрибьюторов, доставлять свой товар в разные города страны.
В 2017 году мы реализовали на 70% больше единиц отечественной продукции, чем в 2016-м. В денежном выражении рост составил 50%. Это означает, что люди стали больше покупать качественную местную продукцию, которая в среднем дешевле импортной.
– С какими алматинскими производителями активно сотрудничает сеть? Как растет динамика этого бизнес-партнерства?
– В наших магазинах по всему Казахстану представлены товары 41 производителя из Алматы и Алматинской области. Самые крупные из них: Foodmaster, EurasianFoodsCorporation, RGBrandsKazakhstanАлматы, Adalсут, Еткон, Кока-Кола Алматы Боттлерс, Карина Trading, CaspianBeverageHolding, Маслодел-Трейд, Ансар Азия, Хамле Компани, Милланд, «Комбинат», Лия, ИП Кыдырбаева, Беккер и К, Первомайский пищевой комбинат, МПЗ Бижан.
Мы постоянно привлекаем новых отечественных производителей. В 2017 году заключили договоры с двумя местными птицефабриками, которые поставляют продукцию под торговыми марками «Сары Булак» и «Алатау Кус». В этом году хороший потенциал видим у «Байсеркеагро» с их брендом «Разия». Введена в ассортимент продукция алматинского, специализирующегося на зелени, тепличного комплекса GreenEco. Даже в таких традиционно конкурентных сегментах, как бытовая химия, за свое место под солнцем с прошлого года борется локальный бренд Tazza.
– Какие обязательные процедуры контроля качества и безопасности проходит товар перед тем, как попасть на полки магазинов?
– Мы выгодно отличаемся не только доступными ценами, но и широким ассортиментом. На сегодня это порядка 37 тысяч наименований товаров. В каждой категории свои регламенты контроля качества. В целом у нас действует 210 внутренних стандартов, общая их цель – непрерывное улучшение качества товаров и сервиса.
Перед заключением договора с поставщиком мы скрупулезно оцениваем товар, осматриваем и снимаем пробу. Кроме того, проверяем и вносим в электронную базу данных сертификаты и прочие документы. При приеме товара проверяем соответствие заявленным свойствам, целостность упаковки, наличие информации на государственном языке, сроки годности. У ряда товаров – комплектность. Обычно на полку к нам попадают товары, уже зарекомендовавшие себя на территории нашей республики. Мы не являемся тестовым полигоном для непопулярной продукции. Но это не значит, что мы как-то игнорируем качественную и конкурентную продукцию.
Для продуктов растительного и животного происхождения требования шире. В составе нашей команды есть ветеринарный врач и специалисты по качеству, которые проверяют продукт на всех этапах – от производства и транспортировки до торговой полки. За однократные нарушения штрафуем, за повторные – исключаем недобросовестных производителей из списка поставщиков.
– Какие умные технологии используются в сети Magnum? Насколько автоматизированы рабочие процессы?
– В этом году Magnum начал использовать облачные сервисы нового поколения Oracle Management Cloud. Проще говоря, ошибок в работе и непроизводственныех издержек стало меньше, скорость всех процессов выше, планирование точнее. В итоге партнерам работать с нами будет еще удобнее, а покупатель всегда найдет на полке нужный товар с правильной маркировкой и выгодной ценой.
Это лишь частный пример. В целом мы держим руку на пульсе в отношении последних трендов в ритейле и всегда стараемся внедрять актуальные для нас передовые решения. В этом году компания выделяет самый большой в своей истории бюджет на инвестиции в автоматизацию бизнес процессов.
– Супермаркеты Magnum отличает высокая клиентоориентированность. Каковы ключевые принципы ценовой политики?
– Мы стараемся поддерживать нашего покупателя и придерживаемся стратегии низких цен. Каждый день изучаем конкурентов и ставим свои цены ниже. На товары социальной группы намеренно держим наценку не выше 3-5%, иногда торгуем в минус.
Один из самых важных ориентиров для нас – то, как чувствует себя каждый покупатель. Мы предлагаем людям следить за качеством вместе с нами. Во всех торговых залах есть весы самообслуживания, контрольные весы, прайсчекеры. По всей стране работает единая телефонная горячая линия. Мы всегда на связи со своими клиентами в социальных сетях: откликаемся на каждое замечание или жалобу и исправляем свои недостатки. Это каждый день делает нас лучше.
– Расскажите о продолжающейся акции «Социальный хлеб». Какие дополнительные социальные предложения действуют в сети?
– Эту акцию мы запустили в ноябре 2017 года. Она бессрочна и идет по всему Казахстану. Это серый формовой хлеб весом 250 граммов с использованием «живой» закваски собственного производства. Цена – 30 тенге за булку.
Акция очень популярна среди наших покупателей: хлеб разбирают за считанные часы.
В целом, как я уже сказал, мы придерживаемся стратегии низких цен. Более того, в сети наших магазинов действуют постоянные скидки. Для удобства покупателей мы выпускаем газету Magnum Post, где можно узнать, какие товары стали акционными и в каких магазинах их можно купить, вся эта информация есть и на сайте компании.
– Какая она – команда Magnum? Сколько рабочих мест создано? Каковы главные корпоративные принципы?
– В прошлом году Magnum обслужил 35 миллионов покупателей. Долгие годы мы побеждаем в конкурсе «Выбор года» в номинации «Торгово-розничная сеть № 1 в Казахстане», которая присуждается по итогам народного голосования. Все это результат слаженной работы нашей большой команды. В компании работают почти восемь тысяч сотрудников, Magnum – один из крупнейших работодателей Казахстана и лидер по социальным отчислениям в отрасли. Только в 2017 году мы создали почти две тысячи рабочих мест. Это не только продавцы, но и работники собственного производства – пекари, кондитеры, кулинары, а также товароведы, программисты, логисты. В общем, люди самых разных специальностей, без которых не может работать крупная современная компания с развитой сетью региональных филиалов. Magnum понимает важность корпоративной культуры для заботы о клиенте, поэтому мы ценим наши кадры и гордимся их профессионализмом и лояльностью.
Многие наши сотрудники активно занимаются спортом. В апреле команда Magnum намерена принять участие в «Алматы Марафоне». Мы всех призываем следить за своим здоровьем, поэтому для наших покупателей мы провели социально-спортивную акцию «Живи активно с Magnum». Среди участников разыграно 1300 велосипедов, 20 тысяч футбольных мячей, 10 тысяч наборов для бадминтона и 10 тысяч бутылочек для тренировок.
– Планируется ли дальнейшее расширение сети? Сколько супермаркетов Magnum насчитывается сегодня в Алматы и по стране?
– Сегодня у нас 33 магазина по всей стране, из них 22 – в Алматы. 14 новых филиалов открылось в прошлом году. Впервые наш бренд появился в самом северном областном центре Казахстана – Петропавловске. Новые магазины открылись также в Алматы и Астане, Талдыкоргане, Каскелене, Караганде. До конца текущего года у компании будет уже 55 филиалов по всему Казахстану. Но, повторюсь, самое главное для нас не количество магазинов, а то, насколько довольны наши клиенты.