Александр Павлов, бывший заместитель премьер-министра РК:

06 002– Мы не смогли бы стать сильным государством без дальновидного, целеустремленного, способного взять на себя историческую ответственность за судьбы страны и миллионов людей Лидера – нашего Первого Президента Нурсултана Назарбаева. В лихие девяностые Союз развалился, хозяйственные связи разрушились, предприятия начали массово прекращать работу. А нет работы – нет денег, в магазинах пусто, многие города замерзают, начинаются перебои с электричеством. Врачи в БСМП оперируют при свете керосиновых ламп, даже в столице после 23:00 на улицах отключали свет, и город погружался во мрак.
Почти каждый день в сквере у Дома правительства шли митинги. Одни требовали демократии, другие – работы и хлеба. Цены стремительно шли вверх, процветала спекуляция, подняла голову преступность.
А еще не забывайте о необходимости юридического оформления и укрепления государственной границы нового государства, установления дипломатических отношений с ведущими державами мира и соседями по региону. Отдельной проблемой стало наличие в стране огромного ядерного потенциала – почти 1400 ядерных боеголовок, которые требовали особого внимания, уникальных специалистов и огромных средств на их содержание.
Только пережив все это вместе с Первым Президентом, можно понять и объективно оценить, что сделал Нурсултан Назарбаев для народа и из какой пропасти он вытащил страну.
Я не знаю, когда конкретно Нурсултан Назарбаев нашел свою знаменитую формулу: «Сначала экономика, потом – политика». И хотя официально она прозвучала в одном из посланий Президента в начале 2000-х годов, понимание того, что без кардинального реформирования экономики самостоятельное суверенное государство создать невозможно, пришло значительно раньше.
Вот в этом, наверное, и заключается феномен Назарбаева – в самый критический момент, когда кажется, вот он – тупик, четко определить задачи, взять на себя то, что другим не под силу, и уверенно двигаться вперед, только вперед.
К концу 90-х годов экономика только начала выходить из затяжного кризиса. Правительство работало в авральном режиме, а ворох проблем, казалось, не уменьшался. Тем более неожиданным оказалось выступление Нурсултана Назарбаева в октябре 1997 года с программным Посланием «Казахстан-2030», где расписывались семь стратегических направлений развития государства и общества на предстоящую перспективу до 2030 года.
В тот момент это казалось какой-то утопией: какая стратегия, когда надо думать элементарно о повседневном выживании – пенсии не платят, зарплаты задерживаются, армия раздета и разута. А тут стратегия на 30 лет вперед!
Но в этом, наверное, и заключается особенность настоящего Лидера, стратега, руководителя, способного разглядеть то, что недоступно обычному человеку, умение заглянуть за горизонт, поставить большие задачи, увлечь ими народ и настойчиво двигаться к их достижению.
Сам опыт стратегического планирования с тех пор прочно вошел в практику государственного управления, причем не только в Казахстане, но и на всем постсоветском пространстве.