Алматы: история миллениума

ЮНЕСКО включила алматинский юбилей в список почетных дат

4 001

Тысячелетний возраст мегаполиса доказанным фактом признают не только ученые: ЮНЕСКО включила алматинский юбилей в список почетных дат. Однако, не исключают археологи, точка отсчета может лежать еще глубже миллениума…

Не со времени основания города Верного, а с X–XII веков отныне принято вести отсчет возраста Алматы. Археологи доказали: тысячу лет тому назад на территории современного мегаполиса уже кипела жизнь. Здесь, говорят историки, находился полноценный город с развитой по тем меркам инфраструктурой, связывавший Великим шелковым путем Запад с Востоком и чеканивший собственные монеты.
– Сначала в праздновании Дня города велся отсчет с 1854 года – со времени постройки крепости Верный. Именно крепости. Потом появился городской статус. Было предложение назвать крепость Алматинск, поскольку крепость и город возникли в междуречье Большой и Малой Алматинок. Город явно имел более давнюю историю, – рассказывает доктор исторических наук, почетный директор Института археологии имени А. Х. Маргулана Карл Байпаков. – У нас, историков, спрашивают: почему не начать отсчет возраста Алматы со времен сакских курганов, эпохи бронзы, палеолита? Артефакты ведь есть! Мы отвечаем очень просто. Есть разные типы населенных пунктов: село, поселок городского типа, а есть город. Это понятие и экономическое, и культурологическое, и философское. Мы говорим именно об административном центре, о центре международной торговли, ремесла, о городе с развитым производством. В эпоху бронзы, палеолита, естественно, эти благодатные места обживались, но город еще только формировался. Были небольшие поселки, а как город Алматы появился только к X–XII векам. В то время через Илийскую долину проходила одна из магистралей Великого шелкового пути.

4 002

«Увидел монету и обомлел»
Одной из главных археологических находок, подтолкнувших ученых пересмотреть возраст Алматы, стали серебряные монеты, совершенно случайно обнаруженные в конце 70-х годов… на стройке Пограничного училища. Древние дирхемы в руки археологов попали точно так же – волей случая. Остатки древнего монетного двора, ставшие первым сигналом к сенсации, в научное учреждение принесла женщина, о которой абсолютно ничего неизвестно.
– При строительстве, бывает, находят какие-то вещи и даже клады. Есть даже так называемые черные археологи, которые бродят по новостройкам с металлоискателями, прощупывают стены и подвалы в надежде отыскать что-нибудь ценное. Кстати, иногда находят. Но часто это происходит случайно, – отмечает профессор. – Так было и в 1979 году при строительстве новых корпусов Погранучилища – в котловане рабочие нашли клад из серебряных монет, которых было десять штук. Понятное дело, часть разошлась по рукам – серебро ведь, а две из них сюда, в Институт археологии, принесла какая-то женщина. Быть может, она была более сознательная, а может, ей просто хотелось узнать, во сколько оценят находку. Был у нас здесь отдел нумизматики, где работал известный ученый Владимир Настич. К слову, во многом успехом нашего предложения о признании 1000-летнего возраста Алматы мы обязаны ему. Я показал ему дирхемы, а они, надо сказать, сразу было видно, – необычные: с тамгами, арабской вязью. Тогда монеты чеканились по образцу монет Ближнего и Среднего Востока, где арабский язык был в ходу. Однако знаки, буквы были видны не четко. Но Настич тем не менее сделал вывод и, вполне возможно, сообщил его той самой даме: монеты датируются XIII веком. Определить это можно было по подобному образцу монет, которые уже были известны. В период империи монголов возникло много монетных дворов. Имевшие слитки серебра, к примеру, могли прийти на штамповку монет. Это облегчало получение денег, благодаря чему сразу расширилась торговля. Так вот, Настич просто зафиксировал для истории эту находку, ту женщину больше никто не видел, на этом шум прекратился. За последующие десять лет у моего коллеги накопилось довольно много дирхемов такого же типа, но все были неважного качества. И тут вдруг в 1990 году московский коллекционер приносит ему еще две монеты. Кстати, не секрет, что коллекционеров было много. Для одних нумизматика была страстью, для других – способом заработать. Так вот, москвич показал крупному ученому, арабисту пару своих экземпляров, и тут последовало восклицание: «Я увидел эту монету и обомлел!» На этих дирхемах прекрасно сохранились те же самые тамги, а на ободке арабскими буквами было четко написано «Алмату». Надпись говорила о месте чеканки монеты. После лингвистического анализа Настич пришел к выводу, что читать нужно не «Алмату», а «Алматы». Расшифрован был и год – 1386–1387. Эта ситуация просто поразила.
На сегодня идентичных монет найдено уже около 50, причем обнаружены экземпляры разного номинала в Кыргызстане, Средней Азии. Хранятся они не только в Музее истории города Алматы, но и в частных коллекциях в Бишкеке, Москве и других городах. Прочесть арабское «Алмату» или «Алматы» можно только на хорошо сохранившихся деньгах.

4 004

Городище под «Погранкой»
Впрочем, даже не ценные сюрпризы от таинственной незнакомки и частного коллекционера раскрыли ученым подлинный возраст Алматы. Обнаружены были практически на том же самом месте, что и первые дирхемы, еще более древние артефакты. Неоспоримым свидетельством миллениума стали остатки древнего городища.
– Стройка на территории Погранучилища в 80-е годы продолжалась, оно расширялось, и однажды в один из таких дней меня и моих коллег вдруг позвали на эту стройку. Так было заведено, что археологам должны были сообщать о каких-либо находках. Ну, мы и выехали по первому же звонку, – вспоминает Карл Байпаков. – Мы лично увидели, что строители обнаружили частично сохранившуюся кузнечную мастерскую, и мы принялись ее раскапывать. В итоге обнаружили шлемы, наконечники орудий. Спустя какое-то время пригласили нас на территорию училища, где во дворе жители якобы что-то нашли. Конечно же, мы поехали, и что же открылось нашим глазам! Остатки построек и большой комплекс керамики не позволили усомниться, что на этом месте действительно находилось крупное городище, и мы считаем, что его можно отождествить с городом Алматы. С тем самым, который чеканил монеты. Дирхемы говорили нам о XIII веке, но материалы кузнечной мастерской, керамические изделия и другие находки, в том числе обнаруженные на территории современного Ботанического сада, датируются X–XII веками.
Алмату между тем известен был ученым еще из письменных источников, вот только относятся они к более позднему периоду. До обнаружения артефактов в научном кругу считалось, что первые упоминания об Алмату – это фрагменты сочинений писателя и историка Захир-ад-дина Мухаммада Бабура и его современника Мухаммеда Хайдара Дулати. В своих трудах авторы перечисляют в ряде крупных городов и город Алмату. Но о точном возрасте первого предшественника современного Алматы выдвигались разве что гипотезы.
– Никто не знал, сколько лет существует Алматы. Было только твердое мнение относительно того, что первый город появился гораздо раньше Верного. Но в то время политика была такая: Верный якобы основан русскими военными, которые завоевали Семиречье, Южный Казахстан, потом Среднюю Азию. Официально заявляли, что Верный – это основание нового города, что это новые земли. Но мы-то понимали, что город возник не на пустом месте. Здесь были аулы, и именно местного населения, казахского, – добавляет ученый. – Причем казахов было много, и вели они оседлый образ жизни. Казахи были не только кочевниками: они занимались земледелием, умели проводить каналы к своим посевам. Более того, они даже обучали переселенцев тому, как обращаться со всей этой инфраструктурой. И от этой жизни остались значимые следы, были поселения.
Вещественные доказательства существования этих самых городищ своими глазами видел крупнейший тюрколог, востоковед Василий Бартольд.
– Русские востоковеды, приезжавшие сюда в научные командировки, видели остатки древних городищ. Был среди них и знаменитый Бартольд. Отвез его туда архитектор Поль Гурдэ. И речь идет не о маленьком городе Верном, который занимал территорию так называемого нынешнего Золотого квадрата. Здесь было несколько больших и небольших городищ, одно из которых как раз находилось на месте Погранучилища, – отмечает историк.

Талгар – центр притяжения
Внешний облик Алмату в силу все же недостаточного количества артефактов историки воссоздают по образу и подобию… Талгара, а точнее – его предшественника Тальхира. А найденные здесь серебряные дирхемы, к слову, старше алматинских на целых 100 лет. Доказывают тысячелетнюю историю Талгара и письменные источники, не сказавшие напрямую того же самого и об Алматы, однако, считают ученые, города-спутники в любом случае исследуются в единой исторической связке.
– Представить, каким был Алматы, можно по ближайшему к нему городу – Тальхиру либо Тальхису. На арабском встречаются оба этих названия. Читается в источниках по-разному, поскольку переписчики иногда забывали ставить точку. Понятно, что названия очень похожи на современное – Талгар. Так зовутся вершина и река, на берегу которой у самого выхода из ущелья и располагался большой город. Площадь его была огромной – равной примерно девяти гектарам, а вместе с пригородами – все 30, – добавляет Карл Байпаков. – Так вот, по планировке, устройству стен, наличию башен мы можем говорить о том, каким внешне был и Алматы. Было четыре въезда в центральную часть, две магистральные улицы, крест на крест пересекавшие территорию городища. Причем когда мы раскопали часть улицы, то увидели, что она была вымощена булыжниками, то есть жители следили за благоустройством. Поэтому в описании Алмату мы отталкиваемся от того, что показал нам Талгар. Это был большой населенный пункт, о котором в сведениях письменных источников сообщается гораздо раньше, чем об Алматы – в 980–982 годах, а это X век. Был источник на персидском языке, и он, к слову, сохранился в архивах. Сказано там, что на земле карлуков были города, одним из которых и был Тальхир. То есть мы не должны рассматривать Алматы как самостоятельную единицу. Экономика региона была общей. Через Илийскую долину проходили караванные пути Великого шелкового пути, у которого было множество направлений. Один шел через Среднюю Азию, Ферганскую долину, какой-то пролегал через Таджикистан. Одни пути – прямо на Запад, через Хорезм, русские степи, другие – через Кавказ. Если представить переплетение путей торговых сообщений, то походить сеть будет на кровеносную систему. Какие-то направления какое-то время действовали более активно, а затем на первый план выходили совсем другие. Шелковый путь проходил здесь в Х–ХII веках. В Семиречье в это время сформировалась мощная империя – Караханидское государство. Это имена Баласагуни, Кашгари. Крупные города того периода – Баласагун в Чуйской долине, город Кайлык в районе Талдыкоргана, ближе к Джунгарским воротам. Путешественники, дипломаты, купцы, религиозные миссионеры шли через эти пути. Был среди них в 1253 году и посол французского короля Людовика IХ Гильом де Рубрук. Будучи очень образованным человеком, этот монах вел дневник, а вскоре опубликовал свои путевые заметки. Писал, как побывал в городе Кайлык, недалеко от Талдыкоргана. Рубрук назвал его на своей манер Кайлак, но на самом деле это Кайлык, и известен он был начиная с XII века. Рядом было село Антоновка. Королевский посол описывал все, что с ним происходило по дороге: с кем знакомился, чем угощали и даже как его грабили «таможенники», заставляя платить мзду. Кстати, записки эти широко представлены в библиотеках, и читаются они как детектив – на одном дыхании.
Особый интерес Гильом де Рубрук проявлял к вероисповеданию местных жителей, говорит исследователь. Посол рассказывал в своем дневнике, как молятся мусульмане, какую одежду носят священники. По выезду из Кайлыка послу посчастливилось встретить христианское селенье, где он смог помолиться в церкви после долгого перерыва. Священные храмы, где побывал путешественник, археологам на месте села Антоновка все же удалось обнаружить. Но раскопки привели пока только к остаткам соборной мечети и буддийского храма. Поиски церкви еще продолжаются, вот только скрываться цель может под плотными слоями застройки.
– Вот так нашли археологи огромное городище на месте села Антоновка. Площадь – 1 км на 800 метров. Таким образом, мы застаем Семиречье в эпоху караханидов, то есть в X–XII веках, – подчеркивает Карл Байпаков. – Ислледования Талгара мы ведем уже лет 60. И я лично, и многие предшественники, имена которых мы хорошо знаем, работали здесь до меня и моей команды. Мы нашли там монеты, датированные еще более ранним периодом, чем монеты Алмату – X–XII века. Более того, раскопки в Талгаре принесли археологам массу товаров, проходивших по Великому шелковому пути. Это иранские бронзовые изделия, прекрасный фарфор и палочки для еды из Китая, индийские шахматы, синьцзянские материалы – керамика в частности. Город тот населяли люди грамотные: они писали на арабском, тюркском. Найдены, к примеру, глиняные сосуды, на которых мастера оставляли своеобразные автографы с указанием либо только собственного имени, либо еще упоминали того, кому предназначается посуда. Мы получили на этой территории огромное количество материалов. Талгар на своем примере доказал, что понятие города включает высокоразвитое производство, ремесленничество. Талгар славился производством кузнечной, металлургической продукции: металл плавился в масштабах Центральной Азии. Здесь умели делать дамасскую сталь, которая особо ценилась на Востоке. Все это говорит о том, что на месте современного Талгара был очень крупный город и он, видимо, был столицей до того, как она переместилась.

Тысяча не предел?
Любой археологический материал, говорят ученые, независимо от своего масштаба, сам по себе очень ценный артефакт. Найденные при раскопках остатки городищ, предметы убранства, украшения и прочие вещи – все это уже играет роль, измеряемую календарными рамками. Так, археологические находки определили возраст Казани, отпраздновавшей 1000 лет в 2005 году. Таким же образом устанавливали и то, сколько лет существуют Тараз, Ташкент, Самарканд. Впрочем, даже несмотря на объективность артефактов, даже 1000 лет может быть не конечным рубежом. Примеров тому, что в науке истины в последней инстанции не существует, сами историки приводят множество.
– Вполне возможно, что мы со временем найдем и более древние монеты, более ранние свидетельства существования Алматы. Такие случаи в археологии случаются сплошь и рядом. Взять Ташкент, возраст которого археологи определили в 2000 лет по вещественным материалам, а через 20 лет раскопок после этого юбилея выяснилось, что город на самом деле на 500 лет старше. Точно такая же история с Самаркандом – было 2500, а после очередной серии раскопок стало 2700. Или Туркестан: отпраздновали 1500 лет, а буквально лет пять назад нашли древнюю цитадель и выяснилось, что город возник 2000 лет тому назад, на рубеже веков. Возможно, со временем и мы найдем материалы, которые смогут увелчить возраст Алматы, – не исключает почетный директор Института археологии. – Наука развивается. Мы постоянно находимся в поисках. Как бы там ни было, на данный момент мы имеем то, что имеем. Пакет документов с описанием всех доказательств мы отправили в штаб-квартиру ЮНЕСКО. Там наше предложение о присуждении Алматы 1000-летнего возраста признали совершенно справедливым. Это дает не только алматинцам, но и всем казахстанцам особый повод гордиться и испытывать чувство патриотизма в отношении этого замечательного города и его богатой истории. Я поздравляю всех с Днем города Алматы. Алматы тысячелетнего!

4 003
Марина ПЕСТРЯКОВА