Алматы: многоконфессиональность, традиции и современность

Кенжехан Матыжанов, исполняющий обязанности руководителя управления по делам религий города Алматы:
111 22
Религиозный облик современного Алматы включает в себя много религий, которые неразрывно вплетены в ткань исторического бытия народов, живущих на территории региона. Здесь за тысячелетнюю историю проходили не только всемирные торговые пути, такие как Шелковый путь – Жибек жолы, здесь постоянно встречались и взаимодействовали культурные традиции. Важной составляющей этого процесса были религии. История донесла до нас древнейшие памятники, свидетельствующие о вечных корнях религии в южном Жетысу. Знаменитые Боралдайские курганы на территории Алматы дают археологические доказательства не только тысячелетней истории города, но и многовековые свидетельства развития религии. Дирхамы со знаками местного монетного двора не только говорят о высоком торгово-финансовом развитии региона, они доказывают изначальное становление исламской религии. Также имеются древние изображения, относящиеся к буддизму, иудаизму, несторианскому христианству. Письменные источники указывают на почти тысячелетние связи Ватикана с Золотой Ордой, пути папских дипломатов также проходили здесь. 
Таким образом, Алматинский регион всегда характеризовался разнонаправленными векторами политико-экономического развития и, как следствие, был многорелигиозен. Здесь в полной мере проявилась присущая казахскому народу веротерпимость и толерантность.
Эта историческая традиция сохранилась до нашего времени.
Сейчас в городе проживают свыше ста различных национальностей и народностей. Многонациональность имеет оборотной стороной поликонфессиональность, определяет характер и культурные традиции общества, основные политические подходы к вопросам религии.
Как отмечается в ежегодных посланиях Лидера нации, Президента страны Н. А. Назарбаева, Казахстан – многоконфессиональная страна, в которой обеспечивается общественная стабильность, мир и согласие, где нет конфликтов на религиозной почве.
Религиозная терпимость выступает неотъемлемой чертой казахстанского общества. Согласно полученным данным, для абсолютного большинства граждан конфессиональная принадлежность не является фактором, влияющим на формирование близкого социального окружения. И Алматы является наглядным примером. Здесь отмечено наибольшее в стране религиозное многообразие. Более чем из 170 религиозных объединений в городе на ислам и православие приходится 64 (44 и 20 соответственно). А доля представителей этих двух религий колеблется от 93 до 95 процентов от их общего количества верующих. Здесь же имеются центры этих двух ведущих религий – Духовного управления мусульман Казахстана и Митрополичьего округа Русской православной церкви. При этом, признавая особую роль в истории Казахстана ислама ханафитского направления и православного христианства, закон не предоставляет каких-либо юридических преимуществ названным конфессиям. Это, как все традиционное, зафиксировано исключительно на уровне обыденного сознания и объясняется как неосознанной принадлежностью двух основных этносов страны к традиционным духовным потокам, так и стремлением на индивидуальном уровне упрочить национально-религиозную идентичность. Это особенно проявилосьв годы суверенитета Казахстана.Следует отметить, что достигнутое за столетия согласие и толерантность не есть какое-то вечное явление. Опыт поколений, опыт нации – самовоспроизводимый и возобновляемый. Но указанное явление как всякий уникальный общественный институт нуждается в постоянном внимании и содействии, оформлении в соответствии с действующим законодательством.
Для этого в Алматы создано уравление по делам религий, которое под руководством акимата совместно с другими заинтересованными госструктурами проводит необходимые мероприятия в религиозной сфере. Проводится постоянный мониторинг религиозной обстановки, что позволяет получать и обрабатывать новый эмпирический материал и в соответствии с анализом вырабатывать свежие рекомендации и политические подходы. 
Ведь палитра религий в городе далеко не исчерпывается только традиционными исламом и Русской православной церковью. Здесь также представлены епархия Пресвятой Троицы Римско-католической церкви (5 объединений), иудейская религия, старообрядцы, буддисты, кришнаиты, церковь Муна. Также действуют и многочисленные региональные центры ряда протестантских конфессий. Всего насчитывается 15 различных религиозных направлений. Различные протестантские объединения харизматической направленности (пятидесятники и другие), евангельские христиане-баптисты, методисты, адвентисты седьмого дня, пресвитериане – всего до ста объединений. 
Все они пользуются равными правами на свободу совести, отправление религииозных обрядов как индивидуально, так и совместно с единоверцами. В соответствии с каноническими установлениями они решают вопросы со священнослужителями и структурой церковной иерархии с учетом как своих особенностей, так и правил, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. 
Также они располагают достаточным количеством молитвенных зданий. Среди них имеются и известные памятники культуры и архитектуры – Свято-Вознесенский кафедральный собор Русской православной церкви и Центральная мечеть города Алматы. 
Перечень культовых сооружений этим не исчерпывается, в городе еще строится несколько мечетей и церквей. 
Также имеются главные духовно-образовательные учреждения страны. Среди них – Египетский университет исламской культуры «Нур-Мубарак», православная духовная семинария, институт повышения квалификации имамов, медресе и другие.Они широко известны в Казахстане и за рубежом.Интересы верующих во всем их многообразии представлены в Совете по связям с религиозными объединениями при акимате города Алматы. Совет является консультативно-совещательным органом. В его постоянном составе представители основных религий, распространенных среди горожан. Это мусульмане, христиане – последователи православия, католицизма, лютеранства, а также иудаисты. Подобная многоконфессиональность ставит перед управлением по делам религий дополнительные разноплановые задачи, которые рассматриваются с участием всех заинтересованных сторон. На расширенные заседания совета, как правило, приглашаются представители и других конфессиональных направлений, общественных организаций, ученые-религиоведы, теологи.Можно сделать вывод, что религиозная ситуация в Алматы стабильна. Но она отличается сложностью, в ней отмечены разные тенденции, нередко противоречивые. В связи тем, что мегаполис является крупнейшим духовным центром, где сосредоточена большая часть интеллигенции и учащейся молодежи, как правило, находящейся в постоянном духовно-религиозном поиске, сохраняется возможность определенного идеологического расбалансирования. Он может сопровождаться не только поисками какого-то своего «особенного» духовного пути, но своеобразным «откатом» интеллигенции и молодежи во всевозможные эзотерические культы и секты, финансируемые из-за рубежа, создание молодежных околорелигиозных и обучающих центров и многое другое.Интересы создателей таких групп, как правило, вполне материальны.
Указанные явления нуждаются в изучении и законодательном регулировании. В настоящее время действуют 13 нормативно-правовых актов, регулирующих различные вопросы религиозной деятельности, в частности касающиеся регистрации всех конфессиональных объединений, проведения религиоведческой экспертизы, распространения религиозной литературы, осуществления миссионерской работы, строительства культовых зданий и другие аспекты. Это делается исключительно в целях нераспространения экстремистских идей, на что вновь указал глава государства Н. А. Назарбаев в своем обращении к народу Казахстана.Акимат г. Алматы, другие заинтересованные госструктуры, научная общественность постоянно проводят работу по идеологическому воздействию на население мегаполиса с целью противодействия этим идеям. Для этого проводятся мероприятия по профилактике и предупреждению религиозного экстремизма и терроризма.Только за последний квартал истекшего года проведено около 50 информационно-разъяснительных мероприятий с общим охватом населения почти 7,0 тысячи человек.
Кроме того, в целях проведения контрпропагандистских мероприятий по негативной сущности идеологии религиозного экстремизма и нетрадиционных религиозных течений, их противоречий духовно-нравственным ценностям казахстанского общества, были показаны шесть мини-фильмов, разъясняющих государственную политику в религиозной сфере, созданных по заказу управления по делам религий. Также 23 августа 2015 года по телеканалу «Алматы» был показан тематический фильм «Западня», раскрывающий сущность радикальной религиозной идеологии. 
Это приносит положительные результаты.
Наблюдается пока небольшой возврат молодых людей из нетрадиционных течений в ислам и православие.
Благодаря принимаемым мерам конфликтный потенциал религиозных отношений в городе остается очень низким. Религиозная ситуация и межконфессиональные отношения не вызывают опасений у алматинцев. По ряду опросов абсолютное большинство горожан (свыше 90 процентов) в повседневной жизни не сталкиваются со случаями межрелигиозных конфликтов.В целом в Алматы вполне обоснованно сформировалось устойчивое мнение о благополучности и низком конфликтном потенциале религиозной ситуации. В сознании большинства жителей города не существует явных разногласий между разными религиозными группами, что подтверждается повседневной практикой и общей ситуацией за последние несколько лет.Вместе с тем хотелось бы обратить внимание на ту сторону религиозной ситуации, которая, как правило, остается вне сферы внимания СМИ, широкой общественности. Это вопрос постоянно обсуждется на различных уровнях и содержит предложения кардинально пересмотреть наше законодательство, в частности полностью или частично отказаться от правового регулирования практически любых действий религиозных объединений. Данное предложение, если довести его до логического конца или до абсурда, означает и отмену ограничений на деятельность запрещенных религиозных формирований, т. е. прямо противоречит конституционным положениям. Кроме того, резко минимизируется роль общепризнанных зарегистрированных религиозных центров традиционных религий в сторону ликвидации или существенного снижения их влияния на свои структурные подразделения. По существу предлагается демонтаж вполне устоявшейся системы сложившихся вертикальных связей. Наконец, ликвидация всей сложившейся системы государственно-религиозных отношений.
Итоги представляются крайне неутешительными и тревожными — размытые границы между старыми религиями, разросшиеся стыковочные зоны, в которых бесконтрольно плодятся околосектантские формирования и оперируют самозванные духовные наставники-гуру различной ориентации. Политические последствия могут быть только негативными. 
Разумеется, от контроля за этой сферой, который прямо предусмотрен действующим законодательством, государственные органы отказаться не могут.
Опыт, накопленный в нашей стране и, в частности, в Алматы, получил высокую международную оценку и всеобщее признание. Имеются положительные оценки эффективности действующей в стране модели обеспечения гражданского мира и согласия со стороны Организации объединенных наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организации исламского сотрудничества (ОИС) и других международных организаций.
Это подтверждается и проведением с 2003 года съездов лидеров мировых и традиционных религий в г.Астане.
В соответствии с Конституцией Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, в котором каждому человеку гарантируется свобода совести и вероисповедания и запрещаются любые формы дискриминации по конфессиональному, этническому и иным признакам.
Управление по делам религий постоянно выступает в качестве инструмента реализации этих прав.