Алматы – навсегда

Какой была история «Вечерки» последние два века

8 03

В апреле 1936 года увидел свет первый номер газеты «Социалистическая Алма-Ата» – ныне «Вечерний Алматы», или «Вечерка» – именно так называют газету читатели. С самого начала издание стало жить в унисон с городом. Первой полосы удостаивались и удостаиваются поныне самые значимые события, происходящие в крупнейшем городе республики. Мы достали подшивки газеты «Социалистическая Алма-Ата», «Вечерняя Алма-Ата» и «Вечерний Алматы» и прочитали первополосные материалы далекого и близкого прошлого.
«Москва. 10 мая (ТАСС). Сегодня со специальным поездом в Москву прибыл коллектив артистов, музыкантов, народных певцов и писателей Казахстана в количестве около 300 человек… Весь перрон вокзала был запружен многочисленными делегациями московских театров… Возглавляющий казахскую делегацию товарищ Жургенев передает братский привет трудящихся Казахстана трудящимся Москвы», – отмечалось в газете.
В тридцатые наше издание уделяло большое внимание международной повестке дня. Это вполне объяснимо – газет в тот время было немного и «Социалистическая Алма-Ата» открыла читателям окно в мир.
В номерах, посвященных первомайским торжествам, передовица печатала новости о том, как праздник отмечали в разных странах мира.
«День Первого мая проведен пролетариатом Франции под знаком единства рабочего класса и солидарности с борющимися против фашистской интервенции народами Испании и Китая. Многолюдные митинги демонстрантов проходили в Париже, а также в 460 пунктах провинции», – отмечалось в газете за 3 мая 1938 года.
В этом же номере большой материал был посвящен проведению Первомая на Красной площади в Москве.
«9 часов 30 минут. Командующий парадом Маршал Советского союза товарищ С. М. Буденный объезжает войска и знакомится с ними», – информировала «Социалистическая Алма-Ата».
В унисон с московскими торжествами Первомай отмечала Алма-Ата.
«11 часов утра, смолкло радио. Оно передаст сейчас всему городу о начале самой торжественной части праздника – парада и демонстрации. Плотными рядами перед правительственной трибуной на площади Коминтерна выстроились части алма-атинского гарнизона», – рапортовала газета.
После военного парада началась демонстрация трудящихся. Ее открыли школьники, которые надели костюмы разных народов.
«Вот проходит школа № 36, демонстрируя трогательное единение самых различных национальностей. Маленькие украинцы, испанцы, казахи соревнуются в образности и яркости своих костюмов», – отмечалось в издании.
В военное время городская газета прервала свое существование и возродилась уже в послевоенный период под названием «Алма-Атинская правда».
Передовица газеты, как правило, посвящалась достижениям в области народного хозяйства, в частности машиностроения, которое было гордостью промышленности не только города, но и республики.
«Поблескивая свежей краской, стоят готовые к отправке новенькие машины с маркой «Алма-Атинский станкостроительный завод «20 лет Октября». Зернопогрузчики, автовозы, автобензовозы, комбинированные станки 1М95, узлы к широкозахватным жаткам ЖВН10… Коллектив досрочно выполнил двухмесячный план», – отмечалось в одном из мартовских выпусков газеты в 1963 году.
2 января 1968 года, во вторник, вышел в свет первый номер газеты «Вечерняя Алма-Ата». Открывало его обращение «К читателям».
«Газета «Вечерняя Алма-Ата» призвана ежедневно информировать алмаатинцев обо всем новом, что происходит на заводах и фабриках, на стройках, в научно-исследовательских институтах, в учреждениях, вузах, техникумах и школах. Ее задача состоит в том, чтобы изо дня в день рассказывать о самоотверженном труде горожан, об их вкладе в великое дело выполнения пятилетнего плана», – подчеркивалось на первой странице первого номера нашего издания.
А дальше, в последующих выпусках, на первой странице печатались новости из жизни города, часто публиковалась и не очень приятная для городских служб и для рядовых горожан информация, критикующая их работу и поведение.
Один из номеров газеты критиковал существующее положение дел с телефонными автоматами и автоматами, продающими газированную воду.
«Опускаешь, как положено, монету, но автомат не выдает ни капли влаги», – с сожалением писал корреспондент.
Отмечалось, что упрек, видимо, нужно адресовать специальным службам, занимающимся ремонтом и обслуживанием автоматов.
Техники не стали снимать с себя ответственности, но попросили потребителей бережнее относиться к автоматам, быть более терпимыми и не срывать на технике зло, если она не выдаст воды.
«Жаркий полдень, у автомата с газировкой – очередь, каждому хочется побыстрее утолить жажду. Но вдруг в нем что-то заело. Самый нетерпеливый из очереди начинает по нему стучать – сначала робко, тихонько, а затем все сильнее и сильнее. И в итоге так хватит «железного продавца», что внутри него все загудит…», – отмечалось в газете.
Нелучшая ситуация наблюдалась и с телефонными автоматами. Учитывая, что в те годы не во всех квартирах были телефонные аппараты, автоматы имели важное значение, например для вызова экстренных служб – пожарной, милиции, «скорой помощи». Иными словами, от их работы зависела жизнь человека.
«К, сожалению, случаи хулиганства, когда подростки обрезают с телефонов-автоматов трубки, с мясом выворачивают диски, еще не прекратились», – констатировала газета.
Материал завершался следующей фразой: «Автоматы – чудесный подарок нашего века. Но они будут исправно служить только в том случае, если мы будем относиться к ним бережно, уважая труд людей, обслуживающих эти умные и полезные машины».
Но больше всего публиковалось позитивной информации, посвященной развитию города, улучшению работы транспорта.
Например, в 1968 году был запущен новый троллейбусный маршрут.
«Он свяжет проспект имени 50-летия Октября (ныне проспект Райымбека. – Прим. ред.) с улицей Богдана Хмельницкого. Уже закончена установка железнодорожных опор и началась подвеска проводов. Протяженность маршрута 12 километров… К услугам пассажиров будет более 170 новых комфортабельных и вместительных машин», – информировало наше издание.
А в семидесятые газета писала о том, что на пассажирских авиалиниях появилась новая услуга.
«Это стало обычным – заказать такси в дороге. С недавних пор эту услугу выполняют авиаторы Алма-Аты. Заявку стюардесса передает в аэропорт, и в назначенное время машина подходит к самолету. Таким образом уже обслужено более семи тысяч пассажиров», – сообщала «Вечерка».
Тем временем в штат синоптиков алма-атинской гидрометслужбы был зачислен… метеорологический спутник.
«В ближайшее время с помощью космического синоптика станет возможным прием интересной метеорологической информации, в результате чего намного поднимется точность прогноза погоды», – отмечалось в «Вечерке».
В одном из номеров 1980 года первополосный материал критиковал извечную тему – работу общественного транспорта. В частности, отмечалось, что оборудование автобусного парка № 1, которое в тридцатые годы считалось передовым, в восьмидесятые оказалось безнадежно устаревшим.
«Но самое больное место – запчасти. Ежедневно из-за их дефицита стоят на приколе от 20 до 50 автобусов», – критиковала газета положение дел, сетуя на то, что парк превратился в полукустарный карликовый гараж.
Но материал завершался на позитивной ноте. Подчеркивалось, что рабочие высокой квалификации, вооруженные гаечными ключами, опытом и, что самое важное, добросовестным отношением к делу, справятся с любыми сложностями.
В июле 1988 года была основана газета «Алматы ақшамы».
«Вечерка» опубликовала анонс первого номера коллег из казахской редакции.
«Отличительной чертой этого номера является ознакомление читателей с политической, социально-бытовой жизнью столицы…», – отмечалось в анонсе.
Конец 80-х и начало 90-х ознаменовались стартом курса на развитие рыночной экономики, рухнул «железный занавес», многие материалы были пронизаны духом свободы и гласности. Начали появляться статьи на темы, которые раньше не приветствовались.
Так, в 1991 году на первой полосе был опубликован материал, посвященный творчеству художника Сергея Калмыкова. Эта статья называлась «Алма-атинский Сальвадор Дали».
«Он мог написать Венеру Милосскую, пририсовать ей руки и водрузить в них примус…», – так характеризовался художник в материале.
В декабре 1991 года Казахстан обрел независимость. Это время ознаменовалось ростом популярности Нурсултана Назарбаева. Поэтому часто статьи первой полосы были посвящены главе государства.
Один из материалов назывался «С нами был Президент». В нем рассказывалось о том, как Нурсултан Назарбаев принял участие в альпиниаде, посвященной 150-летию Абая.
«Он прошел сложную трассу… Нурсултан Абишевич выдержал долгие часы физического напряжения – траверса, состоявшегося к тому же при неблагоприятных погодных условиях», – подчеркивала «Вечерка».
Сегодня, как и в предыдущие годы, «Вечерний Алматы» уделяет внимание самым актуальным новостям, находясь в постоянном диалоге с читателями, оперативно реагируя на их замечания и пожелания.

«Вечерка» благодарит своих читателей за многочисленные поздравления и пожелания ко дню своего рождения. Спасибо!

8 02
Юрий КАШТЕЛЮК
Материал подготовлен
совместно с Национальной
библиотекой РК