Алматы – центр притяжения

Свыше 300 тысяч иностранных туристов и 420 тысяч казахстанцев посетили мегаполис в прошлом году

Об этом сообщил руководитель городского управления туризма и внешних связей Тимур Дуйсенгалиев в ходе пресс-конференции на тему «О проводимой работе в рамках Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ», государственной программы «Нурлы жол» и 25-летия независимости РК».

Туристы 02 НО
Спикер озвучил ключевые показатели развития туристской сферы мегаполиса и отметил, что туризм в стране признан приоритетным сектором экономики, способствующим развитию нашего города.
– Миссия управления туризма и внешних связей – сделать Алматы узнаваемым, конкурентоспособным, туристско-привлекательным городом. Следуя этому стратегическому направлению, наша деятельность направлена на дальнейшее становление конкурентоспособной туристской индустрии в городе, – сказал Тимур Дуйсенгалиев.
Он также отметил, что наш город является абсолютным лидером по числу приезжающих иностранных туристов. Почти каждый второй иностранный турист посещает Алматы. При развитой сервисной и транспортной инфраструктуре более 80% ВРП мегаполиса составляют услуги. Не имея сырьевого комплекса, Алматы остается основным донором республиканского бюджета. Так, в прошлом году гостиницы города обслужили 20% от общего количества туристов в Казахстане, из них 15% – внутренних и 43% – зарубежных.
В Алматы расположено 137 мест размещения, в которых насчитывается 7629 номеров, при этом единовременная вместимость составляет 12 851 человек. Средняя наполняемость гостиниц – 26,6%. Кроме того, работают 569 туристских организаций, 2076 объектов общественного питания, 19 театров, 20 музеев, 14 художественных галерей и выставок. Четверть дохода туристских услуг (25,4%) формируется в Алматы, а именно 18,6 из 73,1 млрд. тенге по стране.
Глава ведомства сообщил, что сегодня граждане 19 государств могут посещать Казахстан без оформления визы. Без специального документа иностранцы смогут находиться на территории нашей республики не более 15 календарных дней и не имеют права заниматься трудовой и миссионерской деятельностью. В соответствии с постановлением правительства РК граждане Австралии, Венгрии, Италии, Монако, Бельгии, Испании, Нидерландов, Норвегии, Швеции, Малайзии, Объединенных Арабских Эмиратов, Сингапура, Великобритании, США, Германии, Финляндии, Франции, Швейцарии и Японии в период с 16 июля 2015 года по 31 декабря 2017 года освобождаются от визовых требований на срок до 15 календарных дней с момента пересечения государственной границы РК. Также проводится работа по облегчению визового режима с такими странами, как КНР, Иран, Индия, Таиланд и Вьетнам.

туризм инфографика 1
По словам Тимура Дуйсенгалиева, в Алматы располагается основная часть туркомпаний Казахстана. Алматинский рынок насчитывает 569 турфирм, среди которых туроператоров – 239, турагентов – 330. Более 90% оказывают услуги в области выездного туризма. Туроператоры, работающие на въездной и внутренний туризм, имеют большой пакет предложений, в которые включены городские экскурсии, посещение природных рекреаций и парков, а также программы активного отдыха и многое другое.
Одной из важных составляющих туристского продукта выступают места размещения, сеть которых достаточно хорошо развита в Алматы. По данным городского департамента статистики, в настоящее время насчитывается 137 гостиниц с общим фондом 7629 номеров. По сравнению с 2014 годом количество гостиниц увеличилось на 12 %. Объем услуг мест размещения без учета услуг ресторанов в сопоставимых ценах увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,6%. Кроме гостиниц большой популярностью пользуются хостелы.
– Следует отметить, что партнерская сеть алматинских компаний охватывает практически весь мир, и туристские организации города могут сформировать тур любой сложности во все страны мира по запросу, – подчеркнул руководитель управления.
При этом он сообщил, что наиболее популярными направлениями для отдыха за рубежом остаются Турция, Болгария, Китай, Таиланд, Малайзия, Грузия, Греция, Египет, Испания, Израиль, Индия, Южная Корея, Киргизия (оз. Иссык-Куль в летний сезон), остров Бали, ОАЭ, Россия, Саудовская Аравия, Сингапур, Франция, Чехия, Америка, Швеция, Шри-Ланка, Швейцария, Япония.
Основные направления, популярные у зарубежных и местных туристов, – горнолыжный курорт «Шымбулак», Большое Алматинское озеро, Чарынский каньон, озера Кольсай, национальный парк «Алтын Эмель» (Поющий бархан, горы Актау, курганы Бесшатыр), петроглифы Тамгалы Тас, Танбалы, Тургеньское ущелье, озеро Иссык, озеро Кайынды.
В разрезе внутреннего туризма наиболее популярными направлениями остаются каньон Чарын, Кольсайские озера, ущелье Тургень, Капшагайское водохранилище.
В зимнее время значительную долю занимают горнолыжный курорт «Шымбулак» и горячие источники Чунджи. Данные туры имеют сезонность. Туроператоры, как правило, учитывают индивидуальные предпочтения туристов и стараются максимально удивить туриста.
– Во исполнение 55-57 шагов Плана нации проводится работа с фокусными рынками Ирана, Китая, России, Индии по продвижению Алматы, – сказал Тимур Дуйсенгалиев и уточнил. – Подписано соглашение с генеральным агентом компании Mahan Air Иран в Казахстане – ТОО «Tour Invest». Кроме того, ведется работа с российской компанией Profi Travel и с китайской авиакомпанией Hainan Airlines, народным правительством города Хоргос КНР, управлением по туризму СУАР. Для создания активного странового маркетинга в мае 2016 года был заключен договор с BBC World News о съемке рекламных видеороликов, а также их размещении в эфире телеканала BBC World News в период с 2016 по 2017 г. Изготовлено и ротируется два видеоролика. В 2017 году будет запущен ролик об Алматы в контексте ЭКСПО-2017.
Также управлением подписан договор с TripAdvisоr для создания на их платформе микросайта Алматы.
В составе казахстанской делегации алматинцы приняли участие в международных и региональных туристских выставках SATTE-2016 в Нью-Дели, TITE-2016 в Тегеране, ITВ-2016 в Берлине, «Интурмаркет-2016» в Москве, JATA-2016 в Токио, KITF-2016 в Алматы, «Қызылжар. Туризм-2016» в Петропавловске, Astana Leisure-2016 в столице нашей страны.
По словам спикера, работа делегации города в международных и региональных туристских ярмарках, выставках дает реальную возможность для увеличения туристского потока в республику и в наш город, развивает въездной туризм и продвигает туристский продукт на международный рынок. Также во время проведения и участия в различных международных мероприятиях распространяются рекламно-информационные материалы об Алматы: буклеты, карты, справочники, путеводители и так далее. Управление проводит работу не только во время непосредственного участия на выставках, но и в поствыставочный период.

туризм инфографика 2
В целях продвижения туристского продукта Алматы на международном рынке туристских услуг и укрепления сотрудничества в сфере туризма проведены информационные туры для компании Alpen Werein Австрии, специализирующихся на эко и горном туризме, китайских туроператоров и профессионалов из ЯКАО, СУАР и Пекина, ведущих туроператоров Свердловской области, Казани, а также для представителей крупных туристских компаний из России, Китая, Германии, Украины, Сингапура и стран СНГ, среди которых «Росс Тур», CITS, Alessandro Rosso Group, Monaco Ukraine Group, и другие.
– По инициативе главы государства Нурсултана Назарбаева создана рабочая группа по развитию сотрудничества тюркских стран в сфере туризма, – поясняет глава ведомства. – В рамках рабочих заседаний представители стран-членов Тюркского совета обсудили создание единого туристского пакета «Современный Шелковый путь». Разработан проект совместного турпакета, и 21 марта нынешнего года проведен информационный тур по Алматы и Алматинской области для оценки данного туристского продукта. В инфотуре приняли участие представители министерств туризма стран – членов Тюркского совета, СМИ, турецкого канала ТРТ, а также ведущие туроператоры. А 15 апреля совместно с компанией Filmotion в рамках празднования юбилейной даты 1000-летия Алматы и весеннего праздника Наурыз провели световое шоу «Наурыз мейрамы» на фасаде Казахского государственного академического театра имени М. Ауэзова. Данное мероприятие посетили около десяти тысяч человек.
В рамках празднования 25-летия независимости Республики Казахстан и 1000-летия Алматы подготовлены и проведены этнофестиваль «Улы Дала Рухы», Almaty MountFest-2016, FOURЭ, детско-юношеский фестиваль горного туризма «Моя Родина – Алматы», международная конференция «1000-летие Алматы на Шелковом пути и перспективы развития туризма в регионе» совместно с ЮНВТО и ЮНЕСКО, международный тренинг для гидов-экскурсоводов по Шелковому пути совместно с ЮНВТО и Всемирной федерацией ассоциаций туристских гидов.
Продолжается работа по разработке эскизных проектов в 3D-формате новых туристских объектов города. В их числе этнотуристский комплекс «Сакские курганы», проект в горах «Шаг в пустоту», организация кемпинговых стоянок.
Как отметил Тимур Дуйсенгалиев, разработка новых туристских объектов позволит поднять на более качественный уровень различные виды туризма, создаст точки притяжения туристов и повысит привлекательность Алматы и области.
Виктория ИЗБИЦКАЯ