367.27  418.69 5.6

Антикоррупционная деятельность в сфере тарифообразования услуг естественных монополий

Субъекты естественных монополий во многом обеспечивают жизнедеятельность населения страны, поставляя газ, воду, электро- и теплоэнергию и оказывая транспортные услуги. Таким образом, значимость субъектов естественных монополий, степень их воздействия на общество и на темпы и пропорции экономического развития требуют совершенствования тарифной политики в сторону применения систем ценообразования, обеспечивающих интенсивное развитие субъектов естественных монополий при условии соблюдения интересов потребителей их услуг.
Регулирование уровня тарифов (цен, ставок сборов) субъектов естественных монополий является важным рычагом воздействия на сбалансированное развитие всех отраслей экономики, что требует комплексного подхода к вопросу формирования тарифов, разработки оптимальной и прогнозируемой политики в данной области. Такой баланс может быть обеспечен методологией ценообразования, основанной на совокупном анализе интересов обеих сторон: с одной стороны, для поставщика услуг (товаров, работ) должно быть обеспечено покрытие всех экономически обоснованных затрат и возмещение нормы прибыли на задействованные активы, с другой стороны, для каждой категории потребителей должна быть установлена приемлемая цена, на уровне платежеспособного спроса.
Сегодня в рамках регулятивных функций государства на основе экономического анализа определены границы сфер естественных монополий на соответствующих рынках в каждой из отраслей экономики, конкретных субъектов естественных монополий и их услуг, относящихся к сфере естественных монополий; совершенствуются нормативно-правовые акты, регулирующие взаимоотношения между субъектами рынка в реформируемых отраслях; разработана методология определения экономически обоснованной дифференциации тарифов; действует механизм государственного субсидирования услуг субъектов естественных монополий; применяется методика расчета тарифов (цен, ставок сбора) на услуги субъектов естественных монополий; функционирует механизм контроля и аудита деятельности субъектов естественных монополий.
Так, РГУ «Департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей по городу Алматы МНЭ РК» является регулирующим органом для 106 субъектов естественных монополий, оказывающих 120 услуг, включенных в местный раздел Государственного регистра субъектов естественных монополий Алматы, в том числе хранение, транспортировка товарного газа по соединительным, магистральным газопроводам и (или) газораспределительным системам (4 субъекта); передача электрической энергии (11 субъектов); водоснабжение и (или) водоотведение (39 субъектов); производство, передача, распределение и (или) снабжение тепловой энергией (11 субъектов); подъездные пути при отсутствии конкурентного подъездного пути (55 субъектов).
Департамент в своей деятельности следует основному принципу тарифообразования, согласно Закону РК «О естественных монополиях», который предусматривает, что тарифы или их предельные уровни на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии, утверждаемые уполномоченными органами, должны быть не ниже стоимости затрат, необходимых для предоставления регулируемых услуг (производства товаров, работ), и учитывать возможность получения прибыли, обеспечивающей эффективное функционирование субъекта естественной монополии. Для обоснования уровня тарифов на услуги субъектов естественной монополии применяются механизмы экспертной диагностики финансово-хозяйственного состояния предприятия. Основными целями проведения финансовых и технических экспертиз являются получение объективной оценки результатов деятельности субъектов естественных монополий, комплексное выявление неиспользованных резервов, постоянный контроль рациональности функционирования хозяйственных систем, контроль за соблюдением нормативных актов. Источниками информации для финансовой и технической экспертизы являются системы бухгалтерского учета и отчетности, статистического учета и отчетности, управленческого учета и отчетности и внеучетные источники: материалы ревизий, внешнего и внутреннего аудита, результаты проверок налоговой службы, материалы производственных совещаний субъектов естественной монополии и компетентных органов, средства массовой информации.
Поскольку основополагающим направлением деятельности департамента является тарифное регулирование общественно значимых рынков естественных монополий (газоснабжение, электроэнергия, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение), вопрос обеспечения прозрачности и открытости госоргана как фактора устойчивого развития общества и показателя уровня качества жизни граждан является приоритетным.
Существенным шагом к расширению информационной открытости стала реализация Пятого направления инициированного Главой государства Плана нации «Формирование подотчетного государства». В данном направлении департаментом проводятся публичные слушания по утверждению тарифов на регулируемые услуги, а также круглые столы, семинары и иные мероприятия по вопросам, входящим в компетенцию, с привлечением общественности, обеспечивается размещение на своем интернет-ресурсе отчетов об исполнении тарифных смет субъектов естественных монополий, инвестиционных программ, ведется контроль по инвестиционным обязательствам монополистов. В рамках защиты прав потребителей для обеспечения гласности, информированности, соблюдения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий в 2017 году проведено 66 публичных слушаний, за девять месяцев текущего года – 40.
По расширению роли общественности, организации общественного участия в управленческих решениях государственного органа департаментом заключены восемь меморандумов о взаимодействии с общественными объединениями, что обеспечивает комплексный подход в проведении информационно-разъяснительной работы среди граждан, формирование навыков рационального потребительского поведения, антикоррупционное просвещение. В целях реализации исполнения Послания Президента РК
Н. А. Назарбаева казахстанскому народу «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества» тарифная политика, проводимая департаментом, будет и дальше направлена на качественное снабжение потребителей электроэнергией, теплом и водой в условиях прозрачности тарифообразования.
И вместе с тем в контексте проекта нового закона «О естественных монополиях», как отметил министр национальной экономики Т. Сулейменов, это будет политика, предусматривающая внедрение стимулирующего метода тарифного регулирования, направленная на привлечение инвестиций, стимулирование субъектов к снижению операционных затрат и повышение эффективности деятельности, качества и надежности предоставляемых ими услуг, подразумевающая механизм активного участия общественных объединений потребителей услуг в мониторинге исполнения тарифных смет, инвестиционных программ, представления интересов потребителей в отношениях с государственными органами, что, несомненно, позволит повысить прозрачность процесса формирования тарифа и его понимание потребителями. В целях обеспечения доступности потребителей к регулируемым услугам законопроектом предлагается определение каждой стадии подключения к услугам естественных монополий, оснований отказа в выдаче технических условий, а также рассмотрение регулятором каждого отказа в выдаче технических условий.
Наряду с этим в целях снижения издержек бизнеса и потребителей, а также исключения коррупционной составляющей предполагается переход на исключительно электронную форму подачи заявок на утверждение тарифов и проведение закупок.
Целесообразно отметить, что сегодня время требует перехода от регулирования процессов к регулированию результатов, где от достижения заданных регулятором показателей качества (температура подачи горячей воды, давление воды, частота отклонения, нормативные технические потери) будет зависит прибыль монополиста, а следовательно, актуализируется необходимость повышения ответственности менеджмента субъектов естественных монополий за результаты.
Департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики по городу Алматы