Апорт в главной роли

Девяносто лет назад впервые в казахстанском кино появился образ Алматы – города яблок

6 001

6 002Налитой плод апорта – к этому символу часто обращаются авторы кинофильмов, повествующих о нашем городе. Киновед, преподаватель КазНАИ имени Т. Жургенова Надежда Беркова, эксперт по экологической теме в кино, рассказала нам о том, когда алматинский апорт дебютировал на экране и каким представал город-сад в кинохронике разных исторических периодов.
– Надежда Николаевна, когда кинематографисты впервые сфокусировали внимание зрителя на зеленом наряде Алматы?
– Фрагмент, посвященный городу, впервые появился в полнометражном хроникальном фильме 1929 года «Турксиб». Тему природы анонсирует титр «Алма-Ата – город яблок». Крупным планом оператор показывает ветку с крупными шаро-
образными плодами. В фильме есть панорамная съемка, вид сверху – с технической точки зрения такие кадры были открытием для зрителя. Эта сложная съемка помогла языком кино воспеть наш яблочный край.
– Сегодня для таких съемок операторы используют дроны, а какие технические средства применяли кинематографисты той поры?
– Они прибегали к помощи авиации. Процесс был рискованным: для четкости изображения нужно было лететь низко, но риск стоил того. В кадрах «Турксиба» открывается особая красота девственных предгорий и город с верхнего ракурса – за деревьями почти не видно зданий. Дома окружены плодовыми, в том числе яблоневыми, садами.
– На чем еще кроме яблонь сделали акцент создатели «Турксиба»?
– На зеленых насаждениях. Камера запечатлела дубы, вязы с раскидистыми кронами, свечи тополей, и сквозь зеленые кущи просматривались социально значимые объекты: Свято-Вознесенский кафедральный собор, здание бывшей мужской гимназии, дома на Торговой улице. Небольшой городок (население около 50 тысяч) утопает в зелени.
– Вслед за 1920-ми наступили десятилетия индустриализации, какое место занимала городская природа в фильмах тех лет, когда главным стало отражение успехов промышленного строительства?
– Совершенно верно, в 1930–1940-е годы общество было поглощено выполнением первоочередных экономических задач, все должно было быть подчинено этой цели. Утопающие в зелени частные подворья не попадают в кадр официальной хроники тех лет по идеологическим соображениям. Снимают демонстрации горожан, и можно сказать, что сама природа способствует праздничному настроению, как в репортаже «Ликующий май» 1938 года операторов И. Колсанова, Х. Назарьянца и Г. Новожилова. Правда, пленка черно-белая, и нам остается только представлять себе розовую пышность цветущих яблоневых садов. В этом сюжете хорошо просматривается построенный в 1935–1937 годах на западной стороне нынешнего проспекта Абылай хана, в те годы проспекта Сталина, первый архитектурный ансамбль – здания трех наркоматов. Далее монтируется кадр с цветущей яблоней и следующие за ним планы: по широкой немощеной площади Коминтерна перед трибуной проходят войска и трудящиеся города с транспарантами.

 

6 003

– Какой показали городскую природную среду кинематографисты послевоенного времени?
– В документальных лентах 1950-х Алма-Ата предстает все еще патриархальным городом с богатыми зелеными насаждениями, как и в довоенный период, вместе с тем уже ясно просматривается статус столицы союзной республики.
В нескольких эпизодах полнометражного фильма «Советский Казахстан» (1950) столица выглядит как открытка, которой предлагают любоваться: центральные улицы, укрытые от жаркого солнца высокими тополями, вязами, аллеи скверов, парков, освежающие струи фонтанов, партерные клумбы, улыбающиеся горожане. Город меняется, камера фиксирует через тщательно отобранные, одобренные властью образы социальное развитие столицы.
– В начале 1980-х Алма-Ата стала миллионником, какой предстает природа в нашем городе на кадрах тех лет?
– В эти годы и ранее снимали немало фильмов по заказу определенных ведомств, чтобы привлечь в город больше туристов. Кинематографисты Юрий Пискунов, Марк Беркович, Асылбек Нугманов стремились показать город с разных ракурсов: новостройки, фонтаны, зеленые массивы – то, чем может очаровать зрителей только наш город. Стояла задача раскрыть неповторимый образ Алма-Аты – столицы Казахстана. Город в этих работах был светлым, солнечным, зеленым. Деревья закрывали пяти-семи-
этажные здания. Буйная растительность занимала все свободные территории. Журчание протекающих по городу арыков создавало особый звуковой фон. Яблоневые сады занимали огромные территории вблизи города.
– Со времени премьеры фильма «Турксиб» прошло почти 100 лет. На ваш взгляд, в работах современных режиссеров прослеживается преемственность во взгляде на природное убранство нашего города?
– Если мы посмотрим сегодняшние сюжеты о нашем городе, например «Прогулки по Алма-Ате…» Евгении и Александра Головинских, а также видеоклипы популярных исполнителей, посвященные Алматы, то мы увидим, что яблони по-прежнему будто исполняют отведенную им главную роль. Выразим надежду, что образ Алматы как города яблок не только будет вдохновлять кинематографистов, но и станет нашей общей реальностью.

6 004
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото предоставлены Надеждой Берковой