Архитектура хорошего настроения

О том, как повлияла на качество бизнеса реконструкция улицы Панфилова, рассказал генеральный директор компании «Меломан» Вадим Голенко:

6 002– Наш магазин «Меломан Грант», который находится на Гоголя – Панфилова, работает в этой части города с 2001 года. Занимал нишу в сегменте домашних развлечений, интеллектуальной продукции, такой как книги. И видели, как за эти годы менялась покупательская тенденция, как люди сначала уходили в магазинчики, так называемые стрит-ритейлы, затем в торговые центры. И в последний год мы почувствовали, что количество стрит-ритейлов в больших городах потихоньку сокращается, торговцы уходят в супермоллы. По сути, выбирают их как некий большой комплекс развлечений, а не просто магазин, который находится в удобном месте. В общем, торговые центры в этом отношении доминируют.
И здесь у нас произошла такая история, которая идет вразрез с этой статистикой, потому что в этом году мы видим на Гоголя – Панфилова рост продаж книг. Почитать книгу на лавочке обновленной Панфилова и парка, примыкающего к ней, абсолютно соответствует тому, что люди видят за рубежом. Словом, в том сегменте, как сделана Панфилова, она никак не выбивается из общеевропейского тренда. Более того, можно сказать, что Панфилова стала элементом туристического притяжения. И то, что у нас увеличилась продажа литературы на английском языке, скорее всего говорит о том, что стали появляться иностранные гости, которые приехали в Алматы и купили у нас, допустим, «Мастера и Маргариту» на английском языке. В общем, безусловно, улица Панфилова как некий трафик повысит культуру, потому что книги рассчитаны на культурно продвинутого потребителя. То есть книга приобретается не как продукт питания, поэтому, безусловно, улица Панфилова дала нам еще и читательскую аудиторию.
У нас есть много магазинов по стране, которые находятся в стрит-ритейле, но то, что сейчас сделали с улицей Панфилова, не сравнить ни с Астаной, ни с каким-либо другим центром в Казахстане. Тут все-таки продажи значительно вырастают, и главное – помогают наладить некий альянс с городскими властями, который мы, в общем-то, не согласовывали с акимом Алматы. Мы просто двигались в развитии цивилизованных форматов, городские власти шли в этом же направлении. В результате произошла некая синергия, которую изначально никто и не планировал.
– Город растет, застраивается по принципу полицентричности. Вы собираетесь расширять свои позиции?
– Вы знаете, считаю, что книжный магазин – это в любом случае достопримечательность города. Поэтому думаю, что на новых улицах обязательно должен быть хотя бы один книжный магазин. Если мы почувствуем, что этот тренд начнет развиваться, конечно, пойдем дальше. Сейчас мы находимся в одной точке на Гоголя – Панфилова, в самом сердце Алматы, и станция метро тут рядом, поэтому, безусловно, если мы почувствуем у людей потребность в книжных магазинах, то пойдем в районы.
Пока у нас есть улица, парки, архитектура, замечательный вид на горы, кофейни. Вот это все вместе и есть мы. В общем, все это формирует некий комплексный выход в социум. Безусловно, теперь эта улица заставляет не уйти домой и включить телевизор, а пойти погулять, пройтись по ней. Тем более, что тоже очень важно, сама по себе площадка здесь достаточно демократичная. То есть мы можем найти как рестораны класса премиум, так и кофейни для средней аудитории. В то же время есть абсолютно массовые народные площадки. Если все это будет развиваться по всему городу, конечно, мы бы хотели тоже в этом отношении продолжать свой бизнес.
– При всем этом каким-то образом вы ориентируетесь на молодежь?
– Да, конечно, эта среда формирует еще и культуру поведения подростков. По жанрам, которые продаются, и по посещению, и по тому, насколько увеличился чек в нашей кофейне, мы видим, что молодежь активна в социуме, книги у молодых людей становятся востребованными.
То есть молодежь читает книги, и создание таких улиц формирует некую клубкультурную платформу. Считаю, при всем уважении к владельцам заведений алкогольной продукции, это помогает людям пойти не в кабак, а в книжный магазин, взять чашечку кофе, чая, стакан лимонада и посидеть полистать, почитать книгу. Пока, к сожалению, у нас практически нет подобных мест, кроме улицы Панфилова. Поэтому, считаю, это очень хорошее решение, причем достаточно несложное, когда людям создают условия, где они начинают вести себя по-другому, читать, меняют свое поведение, культуру.
А формат книг, товаров для творчества тоже очень влияет на то, что она становится артовой улицей. И художники, и те люди, которые не являются таковыми, но хотели бы рисовать, они тоже, прогулявшись здесь, заходят и покупают нашу продукцию.
Вот как раз иллюстрация того, что в общем при таком обоюдном тренде мы видим, что люди на это хорошо реагируют.
Пользуясь случаем, хотел бы отметить, что в нашем магазине на Гоголя – Панфилова можно купить виниловые пластинки. Хотя это и не стало большим бизнесом, но музыка, товары для творчества и книги создают культурный контент.
Хочу поблагодарить нашего акима – у нас всегда происходят какие-то инновации, и попросить алматинцев набраться немного терпения. По себе знаю, когда ремонтировали улицу Панфилова, у нас упали продажи, но мы понимали, что это временно и для чего все это нужно. Потому что то направление, которое выбрали наши городские власти, абсолютно правильное и приносит реальные, ощутимые результаты. И в данном случае главное – благодарные отклики покупателей нашего магазина. Тем самым все вместе мы развиваем культуру поведения алматинцев и гостей города.
Виктория ИЗБИЦКАЯ