Аттестация административных госслужащих корпуса «Б» – реализация Плана – нации

Кайрат Баймухамбетов, руководитель Департамента по защите прав потребителей города Алматы:
Глава государства, выступая на очередном, XVI съезде партии «Нур Отан», выдвинул пять институциональных реформ для укрепления государственности. Первая реформа – формирование современного, профессионального и автономного государственного аппарата, обеспечивающего качественную реализацию экономических программ и предоставление государственных услуг.
В этой связи разработан План нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» Главы государства Нурсултана Назарбаева. В соответствии с 15-м шагом Плана нации «100 конкретных шагов» проходит аттестация административных государственных служащих корпуса «Б». Одним из приоритетов Закона «О государственной службе Республики Казахстан» являются признание личных заслуг и достижений государственного служащего, его продвижение по государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.
Госслужащие оцениваются на наличие компетенций, требуемых для эффективной работы на конкретной должности, для чего была разработана специальная автоматизированная программа. Целью аттестации является не только определение уровня профессиональной подготовки, но и выявление потенциала служащих для дальнейшего развития и карьерного продвижения. В этой связи Законом «О государственной службе Республики Казахстан» определено, что аттестационная комиссия может принять решение о повышении государственного служащего.
Аттестация проходит последовательно в три уровня в зависимости от категории занимаемых должностей. Особенностью такой трехуровневой системы является то, что лица, прошедшие аттестацию вышестоящего уровня, определены в составах нижестоящих комиссий. Это обеспечивает большую беспристрастность к проводимому процессу и единый подход к собеседованиям.
В целом аттестация направлена на то, чтобы проверить, насколько госслужащий в своей работе ценит и понимает важность предоставления качественных услуг, оценивается эффективность его работ и личные качества.
Формируется образ, портрет государственного служащего, склонен ли он предоставлять информацию по шаблону, по стандарту, готов ли он понять и изучить потребности конкретного гражданина и предоставить ему информацию или же он хочет быстрее отделаться от него. Такие вещи проверяются в ходе тестирования, и на выходе получается четкое понимание того, а какой он госслужащий, что им движет, понимает ли он четко миссию госслужащего по служению народу?
Есть очень интересный блок вопросов, который выстраивает некий социально ожидаемый образ, и именно этот блок вопросов позволяет заглянуть глубже в те внутренние драйверы и процессы, которые движут человеком.
То есть задача такого тестирования дает максимально возможный портрет госслужащего, при этом абсолютно исключая субъективные моменты.
Главной целью аттестации является выявление наиболее перспективных государственных служащих для дальнейшего продвижения их по службе, а также областей компетенций, по которым следует улучшить работу.
Мера современная и подтянула упущенную с советских времен идеологию среди государственных служащих.
Несомненно, комплексная аттестация государственных служащих позволит ускорить формирование современного, профессионального и автономного государственного аппарата – первую институциональную реформу, провозглашенную Президентом страны.