Аттестация государственных служащих

Аттестация государственных служащих, важный этап в развитии управленческих навыков и эффективной профессиональной деятельности сотрудников Управления земельных отношений города Алматы

Алтынбек Ахметов, руководитель КГУ «Управление земельных отношений города Алматы»:
Государственная служба должна быть нацелена на обеспечение эффективной жизнедеятельности общества.  
Степень удовлетворенности, доверия населения власти, олицетворяющей государство, зависит от качества  государственных услуг, от качества выполнения должностных обязанностей государственными служащими. 
В 2016 году принят новый Закон РК “О государственной службе Республики Казахстан”, в соответствии с которым создание профессионального государственного аппарата начинается с отбора и продвижения  кадров в рамках  компетентностного подхода.
В формировании компетентного специалиста соответствующую роль играют личностные компетенции, которые определяют способность  человека видеть потребности других людей, уметь учитывать их интересы, прогнозировать поведение людей, руководить деятельностью других людей, принимать ответственность. 
В реалиях нового информационного динамичного мира эффективность деятельности государственного служащего является одним из ключевых факторов развития конкурентоспособного государства.
При отборе потенциальных государственных служащих должно уделяться внимание не только их опыту и навыкам, но и поведению. Можно согласиться с утверждением, что на первый план выходят способы достижения результата, а не только сам факт достижения результата за возможно кратчайший срок.
В новых реалиях для государственного служащего и для системы государственной службы важны оперативность принятия решений, умение быстро переориентироваться.
Именно такие навыки ценятся в повседневной управленческой деятельности, где при быстро меняющихся условиях служащий должен принимать гибкие и оперативные решения,  приносящие пользу, в частности услугополучателю и обществу в целом, не допуская повышения градуса социального напряжения, которое на примере 2016 года при обсуждении земельных реформ выплеснулось в митинговые формы.
В тот сложный период от руководства Управления земельных отношений потребовалась активизация проводимой разъяснительной работы среди горожан по поправкам и изменениям, внесенным в Земельный кодекс Республики Казахстан, с широким использованием в этих целях средств массовой информации, а также мобилизация всех сотрудников аппарата Управления с привлечением общественных помощников и государственных служащих с акиматов районов города.
В целях разъяснения введения в действие отдельных норм земельного законодательства были организованы встречи с населением и общественностью. Управлением принято участие в проведении 40 мероприятий по разъяснительной работе с участием депутатов Мажилиса и Сената Парламента РК, в ходе которых были даны ответы на все заданные аудиторией вопросы. Всего охват составил 51 000 человек.
Согласно сетевому графику, куда были включены встречи с представителями сфер промышленности, здравоохранения, спорта, науки, творчества, культуры, малого и среднего бизнеса, финансов и услуг, руководителями управления принято участие в 50 разноформатных мероприятиях.
Также встречи были проведены в крупных торговых центрах и рынках города и охватили около 7000 человек.
В целях анализа общественного мнения в управлении с 14 мая 2016 года создан городской Call-центр с единым номером 378-48-08, куда обращались граждане по всем интересующим их вопросам.
За период работы Call-центра поступило всего 1105 звонков, из которых 924 звонка (89%) по предоставлению ИЖС, шесть звонков по вопросам земельной реформы, 175 – иные вопросы (садоводство, изменение целевого назначения, механизмы предоставления земельных участков и другие).
Для изучения общественного мнения управлением при поступлении звонков граждан проводился опрос и сбор предложений по земельной реформе. Так, из 435 опрошенных граждан за поддержку земельной реформы проголосовали 209 граждан (48 %), против – 226 (52 %).
В ходе проведенных встреч с общественностью и населением были даны подробные разъяснения о невозможности предоставления земельных участков под ИЖС в связи с ограниченностью территории города, отсутствием свободных от застройки земель, а также обсуждены предложения от населения по нормам земельного законодательства, которые были направлены на рассмотрение Комиссии по земельной реформе. В результате проведенной информационно-разъяснительной работы на сегодня количество поступающих в день заявлений значительно сократилось и составляет 10–15 в месяц. Анализ проведенных мероприятий показал необходимость продолжения разъяснительной работы. 
Аттестация государственных служащих, организованная в 2017 году, позволит сделать необходимый срез и определить личностные качества действующих государственных служащих.
К примеру, какие компетенции у госслужащих наиболее развиты, какие в достаточной степени, а какие требуют своего развития. Для построения дальнейшего карьерного плана каждому государственному служащему, работающему в области земельных отношений, важно поднять уровень своего профессионального развития, включающего умение взаимодействовать с современными коммуникациями и донести до каждого заявителя обоснованный, юридически грамотный ответ, даже если он отрицательный. 
На сегодня государственный служащий, занимающий руководящую должность, должен быть профессиональным управленцем, умеющим видеть потенциал и профессиональный рост  сотрудников.
Быть способным к формированию команды, которая нацелена на достижение результатов. 
Считаю, что аттестация государственных служащих с определением на научной основе его компетенции и личных качеств дает ключевую информацию руководителю, которую без научного подхода можно было раньше определить «на глазок», только на уровне интуиции или опыта.
Аттестация также  является важным этапом в развитии управленческих навыков и эффективной профессиональной деятельности как руководителей, так и подчиненных.