Аттестация государственных служащих продолжается

В настоящее время в Алматы практически завершен второй этап аттестации по оценке личных компетенций государственных служащих корпуса «Б».

Шынарай Алимхан, заместитель руководителя ДАДГС и ПК по г. Алматы:

- Результаты уже показали, что тестирование пройдено 3381 служащим, из них результаты «превосходно» показали 1034 служащих, «эффективно» – 2230, «удовлетворительно» – 98, оставшимися сотрудниками тестирование будет пройдено по выходе их на работу.

Таким образом, большинство служащих показали высокие эффективные баллы.
Согласно проведенному анализу среди сотрудников как местных исполнительных, так и территориальных органов более развитыми компетенциями являются инициативность, информирование на потребителя услуг и стрессо­устойчивость.
Компетенциями, требующими развития как в местных исполнительных органах, так и в территориальных, являются добропорядочность, сотрудничество и ответственность.
Как показывает статистика, круг более развитых компетенций государственных служащих, а также сфер, требующих развития как среди местных, так и территориальных органов, практически идентичен.
Необходимо отметить, что в Алматы тестирование прошли также служащие госорганов Алматинской области, например аппарата акима Талгарского район.
В целях исключения длительных переездов в областной центр для удобства служащих департаментом была организована работа по оценке их личностных качеств в зале тестирования Алматы. Наряду с ними с учетом дислокации здесь тестирование прошли служащие Аппарата Президента РК, Канцелярии премьер-министра, МИД РК и другие.
В настоящее время в городе начался третий этап аттестации – собеседование в аттестационных комиссиях.
Местными и территориальными органами города уже утверждены графики проведения собеседования, сформированы составы аттестационных комиссий.
Для обеспечения прозрачности и открытости проводимых собеседований государственными органами в состав комиссий, кроме непосредственного руководителя, являющегося председателем, включены представители общественности, научной и академической среды, уполномоченный по этике, депутаты, т. е. незаинтересованный круг лиц. Обязательное условие – соблюдение кворума в 2/3 голосов. В ходе проведения собеседования государственными органами используются средства аудио- и видеозаписи, чтобы в случаях обжалования действий аттестационных комиссий можно было проверить ход собеседования.
Собеседование в государственных органах проводится в отдельных помещениях со специально созданными условиями, обеспечено дежурство медицинских работников, которые могли бы в любое время оказать необходимую медицинскую помощь аттестуемым.
Аттестация для любого госслужащего создает определенные волнения, поэтому в целях ее благополучного проведения департаментом на постоянной основе проводятся разъяснительные работы с работниками служб управления персоналом, на выездных семинарах-совещаниях рассматриваются актуальные вопросы.
Также организована учеба с председателями и членами аттестационных комиссий, подготовлены и переданы во все госорганы методические пособия – руководство по аттестации. Оказание правовой помощи и консультаций сотрудникам кадровых служб города проводится на ежедневной основе.
Для снятия напряжения и создания благоприятной обстановки в период собеседования всем госслужащим предоставлена возможность ознакомиться с перечнем примерных вопросов по каждому блоку компетенций, чтобы каждый из них имел представление о характере предстоящего собеседования и имел возможность предварительно к нему подготовиться.
Перечень примерных вопросов размещен на интернет-ресурсах госорганов, на стендах внутри административных помещений. Сотрудникам кадровых служб поручено провести разъяснительную работу с государственными служащими.
Госслужащим должно задаваться не более пяти вопросов: по 2 профильных и 3 вопроса по компетенциям. Особое внимание прежде всего уделяется проверке знаний госслужащими стратегических и программных документов страны. В ходе собеседования членами аттестационных комиссий оценивается знание специфики работы госоргана, в котором работает служащий, а также его целей и задач. При этом каждый служащий должен четко понимать свои должностные обязанности и уметь их использовать согласно программным документам страны.
По итогам собеседования аттестационной комиссией принимается одно из четырех решений, два из которых свидетельствуют о положительном этапе прохождения: рекомендовано к повышению, соответствует занимаемой должности; по двум другим выносится рекомендация к понижению либо к увольнению. О принятом решении аттестационной комиссии служащий уведомляется в течение трех рабочих дней со дня заседания комиссии. В последующем решение аттестационной комиссии вносится в послужной список служащего.
В случае несогласия с результатами собеседования госслужащие могут обжаловать решение аттестационной комиссии в судебном порядке.
Считаем, что проводимая аттестация государственных служащих позволит выявить наиболее эффективных государственных служащих, которые успешно продолжат проведение реформ, направленных на построение профессио­нального государственного аппарата.
Департамент по делам государственной службы по г. Ал­­маты работу по проведению аттестации на каждом из его этапов держит на особом контроле.