Бельканто от природы

К Алматы возвращается слава соловьиного города


               Трели можно услышать в течение дня, но с заходом солнца начинается настоящий соловьиный фестиваль, который продолжается до раннего утра – на рассвете пернатые вокалисты особенно вдохновенны. Солируя а капелла, словно по взмаху невидимого дирижера, они создают многоголосье.

Соловьи поют в разных уголках нашего города, но к роще Баума у них особая любовь – там есть все условия для их жизни и «творчества».
Орнитолог, кандидат биологических наук Сергей Скляренко рассказывает, что комфортная среда обитания для соловьев это густая трава или заросли кустарников, которые позволяют укрыться от непрошеных гостей. Ветки кустов или деревьев служат не только сценой для выступлений артиста, но и отличным наблюдательным постом, с которого видно возможную опасность.
– Поблизости есть тенистые площадки с опавшей листвой, где в ее гуще легко отыскать насекомых для пропитания, – объяснил ученый.
Пик соловьиных трелей приходится на вторую половину мая и первую половину июня. Это время, когда соловьи создают семьи, завоевывая своими трелями симпатию самок.
Соловьиные концерты выглядят как соревнование: певцы следуют друг за другом, пытаясь показать свои навыки, способности и силу голоса. Из трех или четырех исполнителей всегда можно выделить лидера, который, как правило, старше остальных и наиболее способный. Он окружен молодыми певцами, которые «берут уроки» у мэтра в птичьей консерватории. А если среди исполнителей нет лидера, то молодые птицы будут менее искусны, не имея образца для подражания. Судя по заливистым трелям в роще Баума, у местных соловьев есть опытный лидер, солист в подлинном смысле этого слова. И это не случайно, ведь соловьи любят наши края, здесь раскрывается их дарование во всей красе.
Культуролог, акын, кандидат филологических наук Берик Жусип подчеркнул, что Жетысу – благоприятный регион для соловьев, поэтому в наших краях с незапамятных времен прославляли эту птицу.
– На костюме «Золотого человека» есть пластинки в форме птиц, – рассказывает акын.
Предположитель­но это были соловьи, которые символизировали прекрасное начало в человеке.
– О талантливом певце в народе говорят: «В горлышке гнездится соловей», – добавил он.
Существует легенда о том, как соловьи облюбовали край Жетысу. У одного хана, жившего в наших краях, был сын. Он любил петь, и пение это было таким прекрасным, что все сравнивали его с соловьиными трелями. Никто не мог сравниться с ним. Однажды пением юноши заслушалась ведьма. Она обратилась в невесту джигита, чтобы выйти за него замуж. Но чуткое сердце юноши подсказало ему, что перед ним другая девушка. И он отверг обманщицу. За это она обратила его в соловья, а его невесте сказала: «Ищи своего суженого в горной чаще». Она думала, что девушка не различит его голос среди других соловьев. На вечерней заре невеста джигита пришла в лес. Долго ведьма водила ее по дремучей чаще, соловьиных трелей становилось все больше, казалось, ведьма рассчитывала, что девушка запутается, растеряется, но в птичьем многоголосье красавица безошибочно узнала голос своего жениха. Чары ведьмы пали. Была сыграна пышная свадьба, на которую слетелись соловьи со всех краев. И многим из них так понравилось у нас, что они облюбовали Жетысу. Говорят, именно поэтому в наших краях появляется так много песенных талантов, а композитор Латиф Хамиди, живший в нашем городе, написал песню «Булбул», прославляющую пение соловья. Казахскими соловьями в народе называют ярких исполнительниц.
Соловьи будут гнездиться в наших рощах до начала сентября, а затем улетят в теплые края, чтобы следующей весной вернуться в Алматы и вновь радовать горожан своим пением.


Юрий КАШТЕЛЮК