Без задворок

Концепция «Алматы – город без окраин» получает новый импульс развития

Выездные совещания по вопросам развития Алматы с участием акима города Бакытжана Сагинтаева в последние десять дней проводятся буквально в режиме нон-стоп. И практически все они так или иначе затрагивают концептуальную тему города без окраин, а точнее – способы практической реализации этой стратегии. В первую очередь проводится ревизия социально-экономического состояния всех без исключения районов и выявление проблемных участков, а затем разрабатывается комплекс необходимых преобразований и новаций. Задача-минимум – организация комфортной жизни не только в центре мегаполиса, но и на его периферии. Задача-максимум – добиться того, чтобы в ближайшем будущем само понятие «периферия» полностью исчезло из лексикона горожан.


Казалось бы, на первый взгляд, все достаточно просто и понятно. Однако при более внимательном изучении существующего положения дел становится очевидно, что перед городским начальством встает целый ряд серьезных проблем, разрешить которые будет невозможно без кардинальных изменений в самой структуре мегаполиса.
В настоящее время Алматы, как и другие современные мегагорода, пытается уйти от планировочной структуры, замкнутой на историческом ядре города. Во-первых, такая модель развития создает дополнительную нагрузку на транспортную инфраструктуру, а во-вторых, делит районы на престижные и непрестижные (зачастую депрессивного характера, так как достаточно большая часть финансирования из городского бюджета уходит на обслуживание центра). В связи с этим происходит разбалансировка развития территорий. Ну а в качестве дополнительных «прелестей» моноцентрической модели города будет нелишне назвать все те же транспортные и другие проблемы развития и, как следствие, неминуемое ухудшение экологии и рост криминала, производными которого чаще всего становятся именно депрессивные окраины. Так что без всякого преувеличения вопросы полицентричности Алматы тесно связаны с целями устойчивого развития казахстанского общества в целом.
Понимание этого пришло, конечно же, не вчера. Действующая в настоящее время межрегиональная схема территориального развития Алматинской агломерации была утверждена постановлением правительства в мае 2016 года. Как говорится в этом документе, ее задачей является гармонизировать развитие Алматы по принципу полицентричности путем создания во всех районах города и присоединенных территориях одинаково комфортных условий проживания (в первую очередь речь идет о рабочих местах и социальной инфраструктуре). Ведь весной 2014 года территория Алматы увеличилась на 23 200 гектаров, а население – минимум на 100 тысяч человек. Поэтому, по данным авторов документа, «присоединение пригородных поселков обусловили социальные и управленческие вызовы, которые ставило перед городом их разрастание за счет размещения там значительной массы трудовых мигрантов, работающих в Алматы. Часть этих поселков фактически уже являлись продолжением города и требовали развития, обеспечения безопасности и правопорядка, улучшения инфраструктуры. Вызывает опасение то, что в 2011–2012 годах именно в пригородах происходили инциденты, связанные с террористическими группировками».
Работа по благоустройству присоединенных территорий в те дни началась достаточно оперативно. В новых районах – Алатауском и Наурызбайском строились первоочередные социальные объекты, прокладывались коммуникации, повышалась их привлекательность для проживания и ведения бизнеса. Для этого создавались так называемые точки роста, подразумевающие не только крупные проекты, такие как индустриальная зона, но и бизнес-центры и торгово-развлекательные заведения.
И тем не менее, как показали инспекционные поездки Бакытжана Сагинтаева, проблем в пока еще периферийных и присоединенных районах Алматы (а именно с них он начал свое официальное ознакомление с городом), к сожалению, еще осталось немало.
Например, жители микрорайонов Ерменсай, Ремизовка, Нурлытау, Алатау, Кокшокы, Алма-Арасан, Жайлау пожаловались главе города на отсутствие полноценного и качественного водоснабжения, недостаточное газоснабжение, а также частые перебои с электричеством.
Немало острых вопросов было поднято и во время встречи с жителями расположенного в Наурызбайском районе микрорайона Шугыла, где помимо всего прочего не решена проблема газоснабжения. Но, похоже, ждать голубого топлива в своих домах жильцам осталось недолго – Быкытжан Сагинтаев потребовал от руководства района решить задачу к 1 августа этого года и взял эту тему на особый контроль. Так же, как и вопрос благоустройства дворов. «Повышение уровня жизни в новых районах Алматы – дело чести!» – подчеркнул глава города во время очередной инспекционной поездки по отдаленным районам мегаполиса.
Детально перечислять в одной публикации все вскрытые недостатки в том или ином районе города особой необходимости нет. И без того ясно, что их набралось весьма внушительное количество. Причем самых разноплановых – от надоевшей местным жителям криминогенности в Туркибском районе до половинчатого благоустройства привокзальной территории, фактически являющейся железнодорожными воротами в южную столиц, и уличного освещения. И ведь это далеко не самые сложные для решения проблемы. Гораздо проблематичнее соблюсти сроки реконструкции и модернизации темпломагистральных сетей, дорожной инфраструктуры, обеспечить строгое соблюдение контроля за качеством возводимого социального жилья и оснастить прилегающие к жилым массивам территории всей необходимой инфраструктурой (не говоря уже о расширении территорий озеленения).
Особую озабоченность уже достаточно продолжительное время вызывает состояние арычных сетей и каналов города. Поэтому в ближайшее время будет произведена полная инвентаризация арыков и ливневой канализации и проведена их реконструкция, что в конечном итоге наконец устранит подтопление улиц в нижней части города. Параллельно с этим будет происходить укрепление производственной базы, модернизация техники, усиление кадров отвечающей за уборку мусора в городе компании «Алматы тазалық».
То же самое касается и плана действий по снижению смертности и травматизма на дорогах, в ходе реализации которого будет произведена адаптация дорог, улиц, знаков к особенностям поведения участников дорожного движения. Предстоит работа по расширению дорожной сети и увеличению ее пропускной способности. При этом, как подчеркнул Бакытжан Сагинтаев, при развитии города необходимость соблюдать баланс интересов пешеходов и автомобилистов.
Что еще может требоваться для «города без окраин»? Конечно же, развитая транспортная инфраструктура, в том числе развитие сети автобусных маршрутов. Для этого в настоящее время ведется строительство коммунального автопарка № 3 на 200 автобусов и базы частного перевозчика на 130 автобусов. Кроме этого на особом контроле будет строительство новых станций метро и линий БРТ И ЛРТ.
В конечном же итоге каждый район города должен будет не только в полной мере получить всю необходимую базовую инфраструктуру для достижения самодостаточности, но и иметь свои уникальные, присущие только ему преимущества перед историческим или деловым центром. Абсолютно во всех районах Алматы постепенно должна складываться устойчивая модель развития с высокими социальными стандартами и уровнем городской культуры, а также ответственным отношением к окружающей среде.
И вот здесь уже будет не обойтись без помощи самих горожан.
Буквально в первый же день своей работы на посту акима Алматы Быкытжан Сагинтаев обратился к жителям города с предложением об организации постоянной двухсторонней связи: «Моя главная цель – сделать Алматы безопасным, комфортным, современным мегаполисом, где каждый алматинец имеет возможность для достойной жизни. Для меня крайне важно знать и свое-
временно реагировать на все ваши обращения и пожелания. Я хочу, чтобы мы открыто обсуждали проблемы города и стратегию его развития. Мне важна ваша поддержка в выработке и принятии решений, от которых будет зависеть судьба миллионов жителей города. Готов к диалогу с вами!»
Затем встретился с членами Общественного совета города и призвал их к максимально тесному и открытому сотрудничеству: «Вы постоянно среди населения. Вы держите руку на пульсе социальных настроений горожан. Отражая коренные потребности граждан и общества, вы помогаете синхронизировать их с интересами государства, возможностями их решения органами власти. Я настроен на открытую коммуникацию с гражданами, готов делиться планами развития города, обсуждать их вместе с вами, совместными усилиями принимать наиболее приемлемые решения по повышению качества и уровня жизни горожан, улучшению инфраструктуры для комфортного проживания граждан».
А еще чуть позже особо выделил необходимость участия в реализации целого ряда проектов представителей молодежных организаций: «Считаю, что заинтересованная активная молодежь, молодежные и волонтерские организации должны активно участвовать в реализации самых различных проектов развития нашего мегаполиса. Призываю вас работать вместе. Городские управления и акиматы районов должны быть доступными, уметь слышать и слушать молодое поколение».
Кстати, если вспомнить некоторые вехи из предыдущей трудовой деятельности Бакытжана Сагинтаева, то одним из наиболее показательных будет мнение жителей Павлодарской области, руководителем которой он был достаточно долгое время. В чем павлодарцы оказались весьма единодушными, так это в оценке открытости первого руководителя региона, до которого оказалось весьма легко достучаться по практически любым злобо-
дневным вопросам. Так что, вне всякого сомнения, приглашение к равноправному и содержательному диалогу всех неравнодушных жителей Алматы тоже окажется не пустыми словами и впоследствии может воплотиться в целой веренице совместных проектов, направленных на гармоничное развитие и улучшение социальной обстановки крупнейшего города страны. И через некоторое время мы действительно придем к той полицентричности, когда каждый район Алматы станет одинаково комфортен для проживания, а все общественно важные и ключевые вопросы будут решаться путем обеспечения баланса интересов и с учетом мнения всех жителей нашего города.
Евгений КОСЕНКО