Бизнес без барьеров

Приоритетное направление государственной политики – сокращение административных барьеров при создании гражданами своего бизнеса.

Приоритетное направление государственной политики – сокращение административных барьеров при создании гражданами своего бизнеса.

Так, согласно докладу Всемирного банка «Ведение бизнеса – 2016» Казахстан вошел в список десяти стран, которые в период с 2014 по 2015 год достигли высоких результатов по улучшению показателей ведения бизнеса. Казахстан поднялся с 53-й на 41-ю позицию.
Стоит отметить, что Министерством юстиции закреплены три индикатора:
– регистрация предприятий – 21-е место, повышение на 32 позиции;
– регистрация собственности – 19-е место, повышение на шесть позиций;
– исполнение контрактов – 9-е место, повышение на 5 позиций.
Согласно докладу Всемирного банка по рейтингу Doing Bisiness по индикатору «Регистрация собственности» Казахстан занял 19-е место против 25-го места в прошлом году.
Регистрация собственности согласно методике расчета Всемирного банка включает в себя четыре процедуры. В настоящее время три из них исключены (получение техпаспорта, получение справки о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество и его технических характеристиках, нотариальное удостоверение договора купли-продажи), осталась одна процедура – регистрация собственности в течение одного рабочего дня.
С 2010 года для удобства граждан реализованы пять видов информационных услуг в сфере регистрации прав на недвижимое имущество:
– справка о зарегистрированных правах на недвижимое имущество;
– справка об отсутствии (наличии) недвижимого имущества;
– справка о зарегистрированных и прекращенных правах на недвижимое имущество;
– справка по залогу движимого имущества, не подлежащего обязательной государственной регистрации;
– сведения о собственнике (правообладателе) недвижимого имущества. Эти справки выдаются в электронном виде через ЦОН и веб-портал электронного правительства в течение 15 минут на бесплатной основе.
С 1 января 2013 года на альтернативной основе внедрена электронная регистрация. Данная процедура проводится на основании электронных копий правоустанавливающих документов, поступающих в автоматическом режиме в информационную систему правового кадастра из ЕНИС автоматически, в рамках одной процедуры после нотариального удостоверения сделки.
Также с марта 2013 года внедрен механизм подачи электронной заявки на получение технического паспорта объекта недвижимости и его дубликата через веб-портал электронного правительства.
Кроме того, по инициативе Министерства юстиции разработаны и внесены поправки в законодательные акты в сфере регистрации прав на недвижимое имущество, в части:
– исключения альтернативного порядка регистрации прав на недвижимое имущество через ЦОН, возникающих на основании нотариальных сделок;
– исключения требований по предоставлению технического паспорта на объекты недвижимости при государственной регистрации прав на недвижимое имущество;
– конкретизации перечня документов, представляемых на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, а именно исключение из перечня предоставления «иных документов»;
– конкретизации субъектов – получателей (налоговые органы заменены на органы государственных доходов) сведений из правового кадастра (ст. 17 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество»);
– сокращения срока регистрации – c 15 рабочих дней до пяти рабочих дней;
Также в соответствии с приказом министра юстиции от 28 апреля 2015 года № 246 «Об утверждении стандартов госуслуг по вопросам регистрации прав на недвижимое имущество и регистрации залога движимого имущества, не подлежащего обязательной государственной регистрации» сокращены:
– сроки регистрации объектов недвижимости, относящихся к первой категории сложности, в том числе складских помещений – с пяти до двух рабочих дней;
– сроки по проведению работ по первичному обследованию и изготовлению технических паспортов на объекты недвижимости, относящиеся к первой категории сложности, с десяти до пяти рабочих дней;
Вместе с тем Министерством юстиции совместно с территориальными органами юстиции продолжается работа по созданию электронного архива «Регистр недвижимости» путем сканирования архивных регистрационных дел, что в перспективе даст возможность виртуального поиска регистрационных дел в электронном формате и значительно сократит сроки оказания услуги по предоставлению копий регистрационного дела из электронного архива.
Другим значимым шагом является отмена представления при регистрации ряда бумажных документов. Так, исключено предоставление справок о местонахождении юридического лица и отсутствии налоговой задолженности. Также у субъектов частного предпринимательства отменено требование о предоставлении устава.
Бумажная форма свидетельства о регистрации заменена электронной справкой, которую можно распечатать самостоятельно либо получить в любом ЦОНе.
С прошлого года введены в действие поправки в законодательство, предусматривающие максимальное упрощение создания бизнеса путем сокращения регистрации до одного часа без представления каких-либо документов.
Отменен регистрационный сбор за регистрацию и отменено формирование уставного капитала для субъектов малого предпринимательства.
Алма Искакова,
руководитель управления юстиции
Медеуского района г. Алматы
член филиала РОО
«Казахстанский союз юристов»