383.98  430.63 6.11

Человек созидания

Алматы и алматинцы

18 001Исполняется 75 лет со дня рождения корифея транспортной отрасли страны Анвара Акчурина.

С Казахской академией транспорта и коммуникаций имени Мухамеджана Тынышпаева долгие годы была связана научная и преподавательская деятельность доктора технических наук Анвара Гафуровича Акчурина. Здесь в 2015 году создана лаборатория «Конструкция автомобилей», носящая имя ученого. На стендах – машиностроительное оборудование, описание научных разработок Анвара Акчурина. Все это кропотливо собирали ученики и коллеги профессора, продолжатели его дела. Знания и ценные советы, которыми с ними делился Анвар Акчурин, они передают своим студентам. Но для коллег и последователей Анвара Гафуровича эта специализированная аудитория не только место, где протекает образовательный процесс. Переступая ее порог, они вспоминают Анвара Акчурина – человека, с которым их связывала плодотворная работа и теплые товарищеские отношения.
Ассоциированный профессор КазАТК Бахтияр Копенов не был студентом Анвара Акчурина, тем не менее он считает его своим наставником. Бахтияр Копенов рассказал, что в процессе тесного общения со своим старшим коллегой он почерпнул много ценного для себя, причем не только в профессиональном, но и в человеческом плане.
– Анвара Гафуровича отличало постоянное стремление к познанию, умножать свои знания было его жизненным кредо. Уже будучи зрелым ученым, обладавшим огромным профессиональным багажом, он продолжал постоянно читать, следить за новыми веяниями в машиностроении, автотранспортной отрасли, – поделился Бахтияр Копенов.
Анвара Акчурина волновал самый широкий спектр профессиональных вопросов, причем это касалось не только его непосредственной специальности – машиностроения и автотранспортной отрасли, но и других дисциплин.
– Его интересовали вопросы организации труда, таможенное дело, логистика, экология. Уже будучи состоявшимся ученым, он получил юридическое и экономическое образование. Казалось бы, это далекие от автотранспорта сферы, но, общаясь с Анваром Гафуровичем, я понял, что все это взаимосвязано. Там, где транспорт, там и дороги, логистические комплексы, таможенные посты на границах. И, конечно же, развитие транспорта и строительство дорог непосредственно затрагивают вопросы юридического, экономического характера, экологии, – рассудил Бахтияр Копенов.
Ассоциированный профессор КазАТК Манарбек Есенгалиев так же, как и его коллега, научился у Анвара Акчурина комплексному анализу темы.
– Анвар Гафурович был деканом общетехнического факультета. Нас, студентов, он учил системно смотреть на поставленные задачи, рассматривать вопрос с разных сторон, но, главное, не заниматься зубрежкой, а уметь пользоваться литературой, логически мыслить и оперативно находить в научной и учебной литературе необходимый материал, – рассказал Манарбек Есенгалиев.
Бахтияр Копенов отметил, что часто в вузе, в научно-технической среде Анвара Акчурина приводили в пример как ученого, который защитил кандидатскую и докторскую диссертации в довольно молодом для того времени возрасте.
– Ему было 26 лет, когда, окончив аспирантуру, он принялся за кандидатскую диссертацию, успешно ее защитил и пошел дальше – в 32 года стал доктором наук, – отметил коллега Анвара Акчурина, добавив при этом, что для советского периода такой стремительный научный рост был необычным: тогда, как правило, кандидатские диссертации технические специалисты защищали к 40 годам, а докторские – к 50.
– Когда я впервые был приглашен в его дом, Анвар Гафурович показал мне свою большую библиотеку. Я осторожно, учитывая его огромную занятость, спросил, все ли книги на этих стеллажах ему удалось прочитать. Он ответил, что большинство книг прочитал, остальное пролистал. И мне стало ясно, как такой человек мог защититься в молодом возрасте: он спешил узнавать новое, спешил повышать свой научный потенциал – и так было на протяжении всей его жизни, – рассказал Бахтияр Копенов.
В продолжение этой темы Манарбек Есенгалиев подчеркнул, что Анвар Акчурин для студентов был примером человека энциклопедических знаний:
– Он всегда говорил, что надо читать, а в чтении – выделять главное, ведь дел много, а времени мало. Так сегодня и мы учим студентов.
В свою очередь студенты с большим уважением относились к Анвару Акчурину. Молодые ученые, писавшие свои научные труды, стремились, чтобы их рецензентом был Анвар Акчурин, потому что он говорил все как есть, при этом в своих замечаниях все раскладывал по полочкам, критику всегда обосновывал.
– Он был прямым человеком, его прямота была очень ценной для нас, это касалось всего, но прежде всего работы. Критика могла быть резкой, но никто не обижался, все понимали, что это нужно для обучения и развития, – отметил Бахтияр Копенов.
Работая со студентами, Анвар Акчурин настаивал, чтобы наряду с теорией будущие специалисты осваивали практические навыки. Ученый не уставал повторять, что исследовательские работы должны быть основаны на практическом опыте.
– Он утверждал, что на одной теории далеко не уедешь, нужно познавать свое дело на практике, работать, осваивать технику, детально знать особенности машин, только так можно стать специалистом, ученым, – отметил Бахтияр Копенов.
Коллеги и ученики Анвара Акчурина подчеркивают его исключительные человеческие качества, его принципиальность в отстаивании перед руководством интересов студентов и коллег.
– Он был строг, прямолинеен, но справедлив. Например, если студент плохо посещал занятия, но на зачете или экзамене отвечал правильно, он всегда ставил положительную отметку. Бывало, ректорат был с этим не согласен, но Акчурин всегда отстаивал таких ребят, – рассказал Ермек Баубеков, коллега и товарищ Анвара Акчурина, профессор кафедры «Автомобили, дорожная техника и стандартизация».
Он также добавил, что к обучению каждого студента Анвар Акчурин подходил индивидуально: он четко понимал, от кого что можно требовать.
– Были ребята, которые блестяще успевали, но были и студенты, которым не давались определенные темы, в этом случае он поступал очень мудро, не давил на «больную мозоль», а находил пути, чтобы заинтересовать студента этой дисциплиной, – рассказал профессор.
Манарбек Есенгалиев в свою очередь отметил, что к своим студентам ученый относился по-отечески:
– Помню, когда ушел из жизни мой отец, Анвар Гафурович, будучи деканом общетехнического факультета, уделил мне, студенту, время, выразил свое сочувствие, обратился ко мне на казахском языке, которым он владел блестяще, спросил, чем он может помочь. Это я запомнил на всю жизнь.
Ермек Баубеков отметил другое ценное качество Анвара Акчурина – он всегда жил интересами Казахстана, не отделял себя от своей родины.
– Вспоминаю перестроечные годы, общество переживало обновление, у людей появился энтузиазм. На этой волне Анвар Гафурович решил баллотироваться в депутаты Верховного Совета Казахской ССР, сам проводил избирательную кампанию, занимался агитацией. Помню, он даже настоял, чтобы его принял председатель Верховного Совета СССР Николай Рыжков и выслушал его проблемы. По итогам этой встречи было принято решение о создании в Алма-Ате автодорожного института. Добиться такой аудиенции было непросто, но Анвар Акчурин всегда говорил: «Не пускают в дверь, заходи в окно», – вспомнил Ермек Баубеков.
Возвращаясь к разговору о человеческих качествах Анвара Акчурина, Бахтияр Копенов подчеркнул, что он обладал талантом быть настоящим другом.
– Анвар Гафурович был намного старше меня, но мы стали добрыми товарищами, находили общие интересы. Он очень любил природу, море и настаивал на том, что, разрабатывая какой-либо проект, человек должен задумываться о том, как это отразится на природе, и мне это очень импонировало, – подчеркнул Бахтияр Копенов, добавив, что с Анваром Акчуриным можно было разговаривать на любые темы.
В последние годы своей плодотворной работы Анвар Акчурин представил свое новое изобретение – инновационный экологический проект огромного «пылесоса», который способен поднимать загрязненный воздух в верхние слои атмосферы, тем самым очищая воздух для жителей Алматы. По проекту высота металлокерамической конструкции должна составить примерно 300 метров, ученый предложил установить ее рядом с телевышкой на Кок-Тобе.
У коллег и последователей Анвара Акчурина много ярких воспоминаний о своем товарище, друге, близком по духу человеке. Во время занятий, проходящих в лаборатории, которая носит имя Анвара Акчурина, они рассказывают студентам о своем товарище и наставнике как о большом ученом и обладателе человеческого таланта.
– Когда проводишь занятия в лаборатории имени Анвара Акчурина, смотришь на его портрет, возникает ощущение, что он здесь, с нами. По сути, так оно и есть, потому что мы помним его, передаем нашим студентам его важные профессиональные и человеческие советы, знакомим с его новаторскими проектами, на его примере учим их быть профессионалами и настоящими гражданами своей страны, – заключил Манарбек Есенгалиев.

Справка:
Анвар Гафурович Акчурин (28 апреля 1944 – 27 мая 2015) – советский и казахский ученый в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, доктор технических наук (1976), профессор (1982), лауреат премии Ленинского комсомола Казахстана (1975), почетный дорожник Казахстана (1989), отличник Высшей школы СССР (1990), академик Международной экономической академии Евразии (1998), академик Международной академии транспорта Республики Казахстан, лучший преподаватель вуза (2007).
Под руководством А. Г. Акчурина защитили дипломные проекты более 800 специалистов в сфере дорожного транспорта, управления народным хозяйством, строительства.
Академик А. Г. Акчурин вел активную работу по подготовке и повышению квалификации научных кадров. Им лично подготовлено 19 кандидатов и три доктора наук, создана научная школа, известная своими трудами как на территории бывшего СССР, так и за рубежом.
Автор более 400 публикаций в отечественных и зарубежных научных изданиях, в том числе 24 книг. Имеет 25 авторских свидетельств на изобретения.
Награжден нагрудным знаком «За заслуги в развитии науки Республики Казахстан» (2011).

Юрий КАШТЕЛЮК