Через годы, через расстоянья…

Актуальность трудов Нурсултана Назарбаева доказывается самим временем

Практически ежедневно мировые информационные агентства оповещают нас об очередных обострениях политической и экономической ситуации в разных частях света. Докладывают о грядущих и уже свершившихся кризисах, локальных или даже глобальных изменениях, происходящих на нашей планете, извещают о социальных, климатических и прочих потрясениях, становящихся не только привычным, но даже чуть ли не обыденным явлением. А маститые политологи и социологи констатируют, что надежда на стабильность, появившаяся было у человечества с наступлением ХХI века, оказалась если не фикцией, то как минимум преждевременной мечтой. «Эпоха перемен», которую некоторые оптимисты поспешили отнести к пройденному этапу, к сожалению, никуда не делась и снова взяла мир в свои жесткие клещи. А значит, не только не потеряли актуальности, а скорее, наоборот, получают исключительную злободневность как теоретические наработки эффективного управления и реформирования, так и способы их практической реализации, выработанные за последние 25–30 лет видными учеными и опытными политиками, работавшими в тот непростой период и доказавшими их действенность и продуктивность.
К их числу, безусловно, относится и Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Как отметил не так давно бывший министр иностранных дел Российской Федерации, а ныне глава Российского совета по международным делам Игорь Иванов, Нурсултану Назарбаеву выпало испытание лидерством в эпоху перемен. Он стал тем, кто принял на себя ответственность за создание нового государства, выработав для него принципиально новое видение, разработав целый ряд уникальных моделей. Назарбаев выработал особый стиль стратегического планирования и государственного менеджмента, впоследствии наглядно доказав его успешность. И здесь у него есть чему поучиться абсолютно всем…»

Определение курса
Действительно, чтобы хорошо управлять, нужно уметь предвидеть, уметь досконально просчитывать ходы и результаты любых действий. Все это особо хорошо видится уже по прошествии некоторого времени, когда есть возможность оглянуться назад и проанализировать этапы пути, пройденного страной под руководством Нурсултана Назарбаева. Тем более что фактического материала для этого вполне достаточно. Например, обширное эпистолярное наследие первого казахстанского лидера, в котором шаг за шагом прогнозировались и раскрывались его замыслы по управлению страной, а значимость очень многих изложенных там положений и инициатив еще предстоит осознать и оценить.
Как неоднократно подчеркивали исследователи, благодаря политической воле Лидера нации мы не «плутали», не «топтались на месте», не «ходили по кругу», а нашли себя и свою идентичность в глобальном мире. Первый Глава государства всегда отличал поступательное движение от бессмысленного блуждания, четко знал, «откуда» и «куда» мы идем, от чего мы «уходим», и к чему «стремимся». Наглядным тому примером служат те его постулаты, которые теперь воспринимаются уже как аксиомы или как точные афоризмы, в одном предложении излагающие целые стратегические планы. «Гражданское общество без правых и левых», «Сначала экономика, потом политика» и многие другие аналогичные формулировки. Все ли мы помним, при каких обстоятельствах, где именно и в какие непростые времена они прозвучали впервые? Наверное, нет. И не зря об этом периодически напоминает сам Нурсултан Назарбаев.
– В те годы тотальный экономический коллапс поставил на грань выживания абсолютное большинство населения. Многие эксперты предрекали нам межэтнические конфликты и потрясения. Но мы доказали всему миру, что достойны жить в своей собственной, независимой стране в условиях мира и согласия. Мой ключевой принцип «сначала экономика, потом политика» доказал абсолютную правоту, – подчеркнул Лидер нации, выступая весной этого года на внеочередном, ХІХ съезде партии «Нур Отан».
«В те годы» – это самое начало 90-х. То сложное время, когда увидела свет небольшого размера и скромного объема в 254 страницы книга под названием «Без правых и левых», опубликованная московским издательством «Молодая гвардия». По сути, это стало первым программным заявлением молодого политического лидера, которому предстоял тяжелейший путь управления огромной страной, делающей первые самостоятельные шаги в мировом сообществе государств. Страной, самостоятельно выстраивающей внутреннюю и внешнюю политику, экономические связи и обеспечивающей жизнь миллионов своих граждан. Ведь от того, насколько верен был взятый тогда курс, без всякого преувеличения зависело будущее любого из нас.
Впрочем, детально останавливаться на анализе именно этой книги сегодня мы, пожалуй, не будем (тем более что на страницах «Вечернего Алматы» в свое время уже был произведен разбор некоторых наиболее известных и знаковых произведений Первого Президента нашей страны. См. материал «Аксиомы Назарбаева» в № 145–146 газеты за прошлый год).
На этот раз будет вполне уместно обратиться к чтению тех, гораздо менее известных широкой общественности (но отнюдь не менее значимых) трудов, вышедших из-под пера президента, которые получили распространение в основном в специализированных научных и политических кругах. Вот, например, монография «Рынок и социально-экономическое развитие», написанная в 1993 году и опубликованная издательством «Экономика» в самом начале 1994 года. Кто помнит, все тогда менялось весьма стремительно. За потоком событий иной раз не поспевали даже самые опытные и маститые журналисты. А как быть лидеру страны? Как высказать все свои наработки и концепции так, чтобы они не потеряли актуальности еще до выхода книги в свет? Назарбаеву это удалось. Причем настолько, что многие мысли, изложенные в ее десяти главах (озаглавленных максимально просто и безыскусно: «Рынок в РК», «Реформы в РК», «Стратегия РК» и так далее), выглядят вполне злободневно и свежо поныне. А кое-что, наоборот, стало ценным историческим документом, свидетельством того, насколько решительно, оперативно и в то же время максимально взвешенно приходилось принимать то или иное политическое или экономическое решение.

Это было недавно, это было давно
Вот, в частности, страницы, посвященные грядущим реформам и преобразованиям. Пока все всем в диковинку, а само слово «рынок» в его новой экономической интерпретации еще звучит для многих граждан страны достаточно непривычно. А еще непривычнее осознавать свою личную роль и ответственность за происходящее, о чем напрямую предупреждает автор: «От каждого человека независимо от его национальности, вероисповедания, политических симпатий и антипатий требуется четкое понимание того, что без глубоких преобразований в экономике Казахстан, как и другие страны СНГ, никогда не будет иметь достойного будущего. К процветающему обществу можно прийти только через рынок, открытую экономику, всемерную поддержку предпринимательства. Если говорить абсолютно конкретно, то в ближайшие годы нам предстоит нормализовать потребительский рынок, за следующие 7–10 лет сделать крупные шаги по преодолению сырьевого характера экономики и развитию инфраструктуры, еще за 5–7 лет войти в число новых индустриальных стран. Это можно рассматривать как продиктованный временем социальный контракт между властью и народом, но при условии, что обе стороны будут свято выполнять свои обязательства по его реализации».
Тогда же был поставлен вопрос и о собственном, уникальном пути развития страны с учетом всех имеющихся особенностей (включая и негативные факторы): «Преодолевая свой кризис, мы должны грамотно использовать опыт других. Но при этом надо учесть, что не может быть и речи о механическом перенесении чужой практики. Совершенно определенно, что наш переходный период имеет свои особенности, связанные прежде всего с более зависимой от внешних факторов экономикой и достаточно слабым уровнем ее развития…»
Собственно, так все и произошло впоследствии. Не без шероховатостей, не без ошибок и огрехов. Но в целом по намеченной и заложенной еще в начале 90-х годов канве, с которой президент не сходил никогда. Ведь не зря неоднократно подмечалось многочисленными казахстанскими и зарубежными наблюдателями и экспертами, что одним из «коньков» Назарбаева является его последовательность в любых действиях, во всех предпринимаемых им шагах.
И уже через десять лет в книге «Стратегия независимости», вышедшей в конце 2003 года, Президент мог сам подвести некоторые промежуточные итоги, а заодно задать новый импульс: «Да, ситуация была непростая. Но какой бы сложной тогда она ни казалась, для выхода из нее необходим был здравый управленческий подход и напряжение сил каждого из нас. Тяжело бывает настолько, насколько это воспринимает само общество. Любую кризисную ситуацию не стоит драматизировать, ибо смысл всякого кризиса состоит в том, чтобы предшествовать новому этапу. Я считал тогда и считаю сейчас, что при любом кризисе речь идет прежде всего о развитии. Конец старого – всегда начало чего-то нового. Ни одна страна мира в период становления не избежала кризисных явлений, затрагивающих прежде всего экономические основы государства».

Инвестиции в будущее
Лидеру нации, безусловно, есть что вспомнить о тех годах. Ведь крайне важна была абсолютно каждая мелочь, буквально каждая деталь. Остро стоит, например, кадровый вопрос. Ощущается дефицит специалистов. Это уже сейчас, а что будет буквально через несколько лет? Выход один – готовить спецов форсированными методами и не только в переживающих далеко не лучшие времена местных вузах, но и за рубежом. Невзирая на расходы, хотя в стране на счету буквально каждый тенге.
– В самые тяжелые для нас годы я направлял тысячи молодых казахстанцев в лучшие университеты мира. А сегодня мы создаем передовую систему образования уже в Казахстане, – говорил уже в этом году Нурсултан Назарбаев в своем выступлении перед делегатами партийного съезда.
А вот как это звучало четверть века назад: «Не только успех экономической реформы, но и будущее нашей страны зависит от молодых людей, от их уровня образования, научной и общей культуры. Поэтому будут проводиться ежегодные конкурсы и отборы выпускников вузов для дальнейшего обучения за рубежом в рамках президентских стипендий по программе «Болашак». При этом должна быть выработана система гарантий со стороны обучающихся о приложении полученных ими знаний в Казахстане.
В октябре 1994 года будет принято постановление кабинета министров «О направлении студентов и аспирантов на учебу в зарубежные центры обучения», в котором будут определены финансовые ресурсы, соответствующие механизмы по организации подготовки студентов за рубежом. Кабинетом министров будет принято постановление «О создании межведомственной комиссии по организации учебных туров». К концу 1994 года будет принята Государственная программа подготовки талантливых кадров «Дарын». Также правительством будет разработано и утверждено постановление «О создании опытного научно-исследовательского экспериментального центра по отбору и подготовке талантливых кадров». Важным элементом формирования технологической линии подготовки талантливой молодежи должна стать подготовка и отбор талантливых детей, начиная с дошкольного возраста».
На фоне бушевавших в те годы кризисных явлений, дефицита бюджета, стагнации промышленности для некоторых скептиков подобные планы казались малореализуемой фантастикой. Звучали даже голоса о том, что негоже, мол, тратить валюту неизвестно на что, и еще непонятно оправдают ли себя отучившиеся за рубежом студенты. Впрочем, жизнь все закономерно расставила по своим местам. По состоянию на первое ноября текущего года за 26 лет реализации программы присуждено 13 636 стипендий, обладатели которых смогли продолжить обучение в вузах США, Европы, Российской Федерации и стран Азии. Из общего числа выпускников 54% завершили обучение по социально-гуманитарным специальностям, 37% – инженерно-техническим, 7,2% – медицинским и 1,8% – творческим специальностям. Помимо магистратуры и бакалавриата было подготовлено 149 человек докторантуры и 152 человека аспирантуры, интернатуры и клинической ординатуры. В настоящее время по президентской стипендии получает образование еще 1191 человек.
Стоит отметить и тот факт, что из 785 стипендиатов первой десятилетки работы программы 35% выпускников стали руководителями высшего и среднего звена.

Долгая дорога к пониманию
Еще одним крайне важным аспектом, на котором сосредоточился в те годы Нурсултан Назарбаев, стала интеграция на постсоветском пространстве. Не декларативная, к какой очень быстро скатился СНГ, а подлинная, эффективная, действующая. Отсюда и резкая критика существующего положения дел и постоянный поиск предложений и идей для дальнейшего углубления межгосударственных взаимоотношений.
Модели виделись разными. Иногда даже могло показаться, что из-за постоянных дрязг между представителями бывших союзных республик Казахстан вообще может занять позицию «равноудаленности» от всех:
«Настало время, когда всем политикам стран СНГ надо отбросить политические амбиции и бесплодные игры, решительнее объединить усилия и вместе выбраться из кризиса. Ведь наши экономики буквально «вросли» друг в друга, теснейшим образом переплелись, и крайне неразумно разрывать их только на основании того, что каждый член бывшего Союза стал суверенным государством. Казахстан всегда был готов к экономическому сотрудничеству и совместному выходу из кризиса, настойчиво стремился реализовать его как экономическими, так и политическими методами. Однако, к сожалению, наши инициативы не встретили поддержки со стороны большинства партнеров по СНГ. Поэтому, оставаясь искренними приверженцами объединения усилий, мы вынуждены искать самостоятельный выход из сложившейся ситуации, а именно – осуществлять переход от политики «интеграции» к политике «координации» со странами СНГ. Этот политический курс будет проводиться без суеты и опасного нетерпения, с опорой на внутренние потенциальные возможности».
Это цитата все из той же монографии «Рынок и социально-экономическое развитие». Получается, что на тот момент у Назарбаева, что называется, «опустились руки» и ему попросту надоело месяц за месяцем уговаривать партеров, живущих по принципу «лебедя, рака и щуки» и постоянно «тянущих на себя одеяло»? Как выясняется – нет. И тому доказательством является добавленное уже перед выходом книги в свет программное приложение под названием «К обновленному Казахстану – через углубление реформ, общенациональное согласие». Там фактически впервые звучит предложение о создании нового объединения, которое придет на смену малодейственному СНГ. Причем объединения политического, экономического и военного:
«Сейчас стала ясной необходимость реформирования Содружества в более действенное, работающее объединение. Тем более что существует расхождение между устремлениями политических элит и народов стран СНГ. В Содружестве основная часть населения настроена на интеграцию, в то время как некоторые политические круги ориентируются только на укрепление государственной обособленности. Словом, сложившиеся условия диктуют необходимость перехода от старых, ни к чему не обязывающих форм интеграции к качественно новому этапу в развитии Содружества. На это направлена моя инициатива по созданию Евразийского союза.
На фоне нестабильности на южных рубежах СНГ создание ЕАС явилось бы гарантом обеспечения внешней безопасности всех стран – членов союза. Это одно из необходимых условий внутриполитической стабильности каждой из них. Не случайно одним из обязательных условий вхождения в ЕАС предложено прекращение военных действий, экономической блокады и других репрессивных действий со стороны того или иного государства. Совместные усилия в рамках оборонного пространства государств позволили бы создать эффективный механизм предотвращения и погашения возможных меж- и внутригосударственных конфликтов. С этой целью мной предлагается создание межгосударственных миротворческих сил при сохранении национальных вооруженных сил».
Тогда это были только общие теоретические наработки. Однако в скором времени уже детально сформулированный проект формирования нового объединения был представлен казахстанскому парламенту, опубликован в печати и направлен всем главам государств СНГ. Как говорится, «процесс пошел». Его результаты сегодня хорошо известны всем. Учреждение в 2000 году Евразийского экономического сообщества, преобразование нескольких договоров в полноценную международную организацию – Организацию договора о коллективной безопасности в 2002 году. Появление в 2010 году сначала трехстороннего Таможенного союза, а затем преобразование его в Таможенный союз Евразийского экономического союза, все эти важнейшие интеграционные объединения появлялись у нас на глазах, и практически во всех них ведущую роль играли инициативы, выдвигаемые Казахстаном. Конечно, и здесь не обходилось (да и не обходится до сих пор) без шероховатостей, споров, долгих переговоров представительных делегаций. Впрочем, Нурсултан Назарбаев предупреждал об этом еще с десяток лет назад:
«Интеграция сама по себе не гарантирует идеальной жизни, манны небесной. Каждому из государств придется работать. Будут новые вызовы, новые задачи, проседания экономики. Может быть, не такими темпами будет развиваться взаимная торговля. Это естественно, мы выбрали люфт, которым раньше не пользовались. Теперь пользуемся. Но это ни в коем случае не должно вызывать каких-то других реакций, кроме как двигаться вперед. Мы должны быть готовы вместе решать любые вопросы, общими усилиями преодолевать все кризисы».
При этом, всячески отстаивая необходимость тесного сотрудничества на постсоветском пространстве, Президент Назарбаев, конечно же, не забывал и о взаимовыгодных контактах со всем остальным миром. Провозглашенная им еще на заре становления государства политика многовекторности не раз и не два доказывала свою эффективность с точки зрения развития политических и деловых контактов, укрепления международных позиций, привлечения инвестиций, сохранения мира и стабильности в самой стране.
Вот что писал Нурсултан Назарбаев о своем видении данной политики в первый же год после обретения независимости:
«Казахстан в силу своего геополитического положения и экономического потенциала не вправе замыкаться на узкорегиональных проблемах. Это было бы непонятно не только нашему многонациональному населению, но и всему мировому сообществу. Будущее Казахстана – и в Азии, и в Европе, и на Востоке, и на Западе. Проводя именно такую политику, мы сможем исключить какие-либо проявления угрозы безопасности Казахстана. Мы сможем укрепить благоприятные внешние условия экономическими и политическими преобразованиями в нашей стране».
Эти же основополагающие принципы были заложены в его работе «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства», опубликованной в 1992 году.
Такой сбалансированный геополитический курс принес свои позитивные плоды буквально в первые же годы. Об этом, в частности, довольно подробно говорится как в вышедшей в 1996 году книге «На пороге ХХІ века», так и во многих других его научных и публицистических трудах:
«Наша многовекторная политика заключается в том, чтобы построить со всеми государствами равные отношения. У нас выстроены союзнические отношения с Россией, отношения сотрудничества и добрососедства с Китаем, стратегическое партнерство с Соединенными Штатами Америки, интеграция со странами Центральной Азии, взаимовыгодные связи с Европейским союзом и государствами Азии. Именно многовекторность привела к тому, что мы имеем очень дружественное окружение. Ни с каким государством у нас нет неразрешимых конфликтов... Казахстан является инициатором и локомотивом интеграционных процессов в регионе, а также активным участником региональных и глобальных структур».

Тут вся история страны
Проводить параллели между прошлым и настоящим, ориентируясь на произведения Нурсултана Назарбаева, можно еще очень и очень долго. По сути, в них скрупулезно, детально и, самое главное, документально запротоколировано то, как наша республика определила собственную модель развития и выбрала свой исторический путь, который в итоге привел к формированию сильного и влиятельного государства. При этом книги Лидера нации – это не мемуаристика в ее чистом виде и уж тем более не сборники перечисления достижений. Это одновременно и серьезные научные изыскания, и увлекательные политические бестселлеры, в которых глубокие аналитические исследования прекрасно уживаются с полемикой, задорной публицистикой и эмоциональными личностными переживаниями.
«Один неглупый человек рекомендовал мне в молодые годы читать первоисточники», – эту фразу как бы мимоходом роняет Назарбаев в книге «На пороге ХХІ века». А ведь по сути – это приглашение. Приглашение самостоятельно изучать наследие как более ранних времен, так и новейшей истории, экономики, политики. И здесь неоценимым подспорьем могут служить книги самого Нурсултана Назарбаева. Ведь в них представлена прекрасная возможность как критически и пристально взглянуть на уже пройденный путь, так и попытаться осмыслить будущее. Это уже не говоря о том, что на их страницах изложена фактическая летопись всех этапов развития современного Казахстана. Причем в таком первоисточнике, значение которого трудно переоценить.